Казахская церемониальная культура

12 этюд. Усыновление (Асырап алу)
В традиционной казахской среде, вплоть до 80- х годов ХХ века, а местами и сейчас, при виде ребенка начинают ему говорить «Маған бала боласың ба ? /Бізге бала боласың ба ?», то есть «Хочешь быть нашим ребенком ?» . Я раньше пологал, что такое «предложение» маленькому ребенку, который только начал говорить, от необходимости разговорить его (тіл сындыру), Сейчас же я думаю, что причина такого стандартного начала разговора с ребенком лежит глубже, и она связана как с нащей базовой степной ментальностью, так и образом жизни наших предков, полный потерь и восполнения, как говорили наши поэты –«мың өліп, мың тірілген» (Жұбан Молдағалиев).
Для доказательств необязательно нам уходить в глубь веков, к временам Геродота и Лукиана, достаточно обратиться к ХVІІІ веку, который был назван Ч.Ч.Валихановым «веком рыцарства». «Всякое оседлое племя давно погибло бы, если бы ему пришлось столько скитаться по необозримым степям, пережить столько битв и восстаний, сколько известно нам из истории казахов за прошлое столетие; а для кочевников, напротив, это была счастливая пора, ибо именно в этих условиях выросли их богатство и влияние»,- писал в середине ХІХ века основоположник российской тюркологии В.В.Радлов.
Великий тюрколог говоря о возрастании богатства и влияния казахов в ХVІІІ веке упустил еще одну важную деталь – это резкий рост численности казахов. Потерявший огромное количество населения в годы «Актабан шубырынды» (многие остались на территории Жиделы-Байсын (Мавереннахр), некоторые ушли еще дальше –в Кандагар, в Хорасан, отдельные группы переправились через Едиль (Волгу) в Восточную Европу и т.д.) казахи быстро восстановили численность во времена правления Аблай хана. В чем секрет этого феномена, только ли благодаря естественному приросту населения произошел рост числа этноса ? Отнюдь нет ! По нашим расчетам (приблизительным) во второй половине ХVІІІ века в состав казахов вошли не менее 250 тысяч ойратов (калмыков), около 150 тысяч башкир (естеков), большое количество каракалпаков, туркмен, татар и т.д.
Процесс инкорпорации различных групп людей выработал у казахов самый совершенный и ярко церемониальный механизм усыновления. О некоторых церемониальных особенностях этого процесса у нас сегодня разговор.
Усыновление, или асырап алу, частый сюжет в нашем фольклоре. Казахское общество постоянно, то есть перманентно находилось в в состоянии войны, это сообщество рыцарей, таковы закономерности жизнеобеспечения кочевого общества. Борьба за пастбища, угон скота (особенно- лошадей) постоянно сопровождает жизнь людей, как внутри социума, так и вне его пределов. В таких условиях каждое родовое подразделение заинтересовано в увеличении численности своего ополчения. В результате в этнической структуре казахов, и вообще всех кочевников, вместо генеалогических единиц мы видим сборные группы, объединенные принципами родства.
Усыновлению подлежат не только дети казахов, но и всякий человек, попавший в эту среду совершенно разными путями. Кто-то попадает в плен, кто-то в степи потерялся, кто- то остался без опеки, без родных, и если за ними нет адресата, то прямая дорога к усыновлению. Правда, есть несколько условии, самая главная из них- кандидат на усыновления должен принять существующий порядок, служит этой семье и роду, иметь характер (көзі жайнап тұруы керек).
Усыновление в прошлом происходило в несколько этапов. Прежде всего казах задумавший усыновить кого-либо идет на совет к аксакалам своего аула, получает их добро и бата-благославление. Затем режет барана и устраивает небольшой праздник для близких родственников. Кульминацией праздника является следующее действие- усыновляемому дают среднюю кость (ортан жілік) барана, он с этой костью на правой руке должен пролезть вовнутрь юрты, для чего несколько молодых людей приподнимают правую часть юрты (кереге). Поэтому говорят «Ортан жілік ұстады ма екен ?», то есть держал ли он среднюю кость, если он прошел этот обряд, то является законным наследником.
Если же усыновитель хочет, чтобы усыновление признало более широкий круг родственников, то он приглашает в гости всех кто принадлежит его патронимии (ата баласы). Заранее для этой церемонии будущая мать приносит одно из платьев самой старшей женщины патронимии и в самый разгар праздника усыновляемый должен ползком проити сквозь это платье, от шейного отвествия к подолу. После чего усыновляемый получает статус «киімді бала», родивщийся в одежде и его принимает вся патронимия (ата баласы) как своего.
Если же глава семьи и аксакалы аула хотят чтобы усыновление было признано всем округом, и не возникало ненужных разговоров, то в таком случае устраивается большое совещание с участием представителей всего рода. Назначается день церемонии принятия в родовое сообщество, начинается подготовка к пиру. Данную церемонию уже возглавляет би- родоправитель, который выбирает из этого рода наиболее авторитетных 40 байбише, выстраивает их в одну колонну. Усыновляемый проходит ползком между ног этих бабушек, с одного конца в другой конец.
Это означает, что усыновление признается всем родом, и отныне его защищает не только семья, патронимия (ата баласы), но весь родовой коллектив (Қырық бәйбішеден тараған ұрпақ оны енді тұмсықтыға шоқыттырмайды, қанаттыға қақтырмайды). Одновременно такие же обязательства берет на себя усыновляемый- всегда быть готовым пожертвовать своей жизнью ради этого коллектива, и несмотря ни на что, откликнуться на общеказахский призыв (ұран) «Алаш».

Профессор Жамбыл Артыкбаев.