20 этюд. Ж.Акпаев о первом общеказахском съезде и о церемониях
«Касым-хан, сын Аз-Жанибека, в 1503 году сделавшись полновластным ханом Казакстана и отлично учитывая окружающую обстановку и паломничество всех бунтарей и недовольных в Казакстан, для оформления своего государства с «дезидерата» (помыслом) расширения территории и увеличения политической мощи своего новорожденного, уже суверенного государства, созывает первый всенародный съезд и приглашает делегатов ото всех народов и племен, входивших в со¬став былой Золотой Кипчаковской орды (Узбекстан, Ногайлы, Сибирстан, Казан, Сарай и Крым) и Моголстана и Башкирии, принять участие на этом первом общенародном учредительном съезде приблизительно в период с 1505 по 1520 год.
История Уйсынов, Жалаиров, Дулат и Канглы главным образом связывается с Семиречием (тогда Моголстан или Монголстан). За ничтожными перерывами эти народности и племена не покидали Моголстана.
На призыв Касым-хана моголстанцы охотно откликнулись, тем более что Шагатаиды, вербуя отряды, главным образом, из настоящих монголов, обходили тюркские народности, оставляя их на произвол судьбы, и не могли дать должного отпора стремительному натиску Ойратов. В эти трудные исторические минуты семиреченцы — Уйсыны, Жалаиры, Дулаты, Канглы, Ысты, Сыргэлы, Шапрашты и Оптанты, за исключением Шаншкылы и Кыргыз (киргиз), объединились для общей и совместной борьбы против общих врагов — Ойратов. Они, по приношении жертвы в виде серого коня с лунообразной лысиной на лбу (Кок-каска) и дачи клятвы этому союзу сотенному на верность и преданность втыканием кончиков больших пальцев в свежую кровь, повторяли: «уя-дядан бозыл («анамыз кан»), а батайык» («Нарушители обета да потонем в крови»). Бата на верность сотенному союзу совершал представитель Жалаирской группы. Потом эти сто делегатов от Моголстана были командированы для участия на всеказакском учредительном съезде.
В указанный период времени аргуны, кипчаки, найманы, конграты и тарактинцы проживали в Узбекстане, а часть их, как казаки, была в улусе Казакстана. Эти группы сначала сами объединились и образовали сотенный союз, дав на верность обет приношением в жертву серого коня с лунообразной лысиной на лбу («кок каска ат»). 100 депутатов от этой группы, по сформировании сотенного союза, отправились на всеказакский Курултай (учредительный съезд), Делегатов от Керейцев и Уваков в числе их не было.
Алчыны, проживавшие в Оренбургских степях, входили в улусы Ногайлинцев, Узбекстана. По призыву Касымхана от группы Алчын на всеказакскйй учредительный съезд явилось 100 депутатов.
Всего на первый Казакский учредительный съезд собралось 300 депутатов — Уш Жуз или Дуз (три сотни или триста) от трех территориальных групп (из Улуса Чагатаидов — 100 делегатов, из Улуса Узбекского 100 делегатов и из улуса Ногайлинцев — 100 делегатов).
Съездом руководил, нет сомнения, сам Касым-хан.
На этом всеказакском съезде от первой Моголстанской группы главным образом участвовали обеленные сединами, уважаемые народом и ветхозаветные старики — «Ак-Сакалы» (сенаторы, от латинского слова «сенеке» — старик); самым старшим по возрасту как в своей группе, так на всем съезде был делегат из Жалаирской группы; во второй Узбекстанской группе старшим по возрасту был депутат от тарактинцев, который также был старше всех делегатов от третьей Ногайлинской группы; в Алчинской труппе старшим по возрасту был делегат из Алимутов (вероятно, из Каракесекской ветви).
На этом съезде санкционировано образование единого народа под названием «Казак» и триединого политического союза «Дети от Трех Сотен» (Уш-Жуз или Дуз). В честь образования триединого казанского народа и триединого политического союза — Уш Жуз, торжественный обет «Бату» с приподнятыми вперед руками, ладонями вверх, совершил делегат от жалаирского рода, как старший по возрасту это всех трехсот депутатов первой группы (Моголстанской); делегат от второй Узбекстанской группы, тарактинец, держал на поводу уздечки (из шерсти и конского волоса) «нокта» — серого коня с лунообразной лысиной на лбу («кок каска ат»), а делегат от третьей Ногайлинской группы Алимут, на-правив горловую часть шеи опрокинутого серого коня с приподнятой головой к луне, совершал обряд обрезания шеи, собирая кровь в одну посудину — Астау.
После первого всенародного торжественного обета в честь Казака и триединого политического союза — Уш Жуз, все депутаты во главе с Касымханом и тремя Ноктыагасыами с напряженным. вниманием подходили к чаше Астау, втыкали большие пальцы (Бас-Бармак), вернее, кончики больших пальцев, в кровь и отходили, приговаривая: «Бата бузган канга батсын (боялсын)» — нарушители присяги (обета) да потонут в крови (или: да будут окровавлены).
Слово «Кок каска ат» не просто взято с потолка. «Кок» означает небо, «каска» — луну (бог тюрского народа), Ат — символ богатства, орудье защиты и спа¬сения, а равно орудье войны; Кан — символ духа и жизни. По понятиям наших предков, да и у других народов, жизненный эликсир заключается в крови: лишиться крови — значит лишиться жизни. Принося в жертву серого коня с лысиной на лбу, наши предки этим самым обращаются к богу — «Луне на Небе» -утвердить им обет на верность народу «казак» и триединому союзу Уш-Жуз.
Тогда же санкционировано: считать Моголстанскую сотню старшей сотней — «Улы Жуз», Узбекстанскую сотню — средней сотней «Орта-Жуз», и Ногайлинскую сотню — Младшею Сотней.
‘* 1) Бармак — большой палец;- обязательство вообще закрепля¬ется пожатием больших пальцев — Бармак устау (бармако-пожатие: заключить договор). Акэль бармагынды — давай большой палец (иначе: заключим договор, сделку, и дадим обет).
**2) «Канга бармак батырыстык» или ‘ «канга бармак бытырысиб уагда бердык». Обет. Погрузив большие пальцы в крови, дали обязательство или перед духом или жизненной кровью исполнить бесповоротно.
***3) «Бата бузгандар канга боялсын» или «батырылсын». иначе нарушители обета потонут в крови смерти или будут окрававлены
При этом были приняты во внимание, главным образом, возрасты делегатов, политический вес, моральное влияние, внутреннее и междуулусное положение. Надо иметь в виду, что Канглинцы могли быть только в первой группе или сот-не, что первая группа — подданные Чагатаидов и что все внимание должно быть уделено этой группе для закрепления постоянной связи.
Бата-совершателей называют: Нокта-Агасы — старший брат над уздечкой из бараньей шерсти и волоса ага — брат, нокта — узда для привязи жеребенка, отделяемого от матки при доении.
Жаляирцы до последнего времени на поминках, тор-жественных случаях занимали почетное место, и совершали бату. Тарактинцы, также считаясь нокта-агасы, аккуратно выполняли свою почетную миссию, как и алимуты.
Эта своеобразная привилегия седой старины частично выветривается из психологии народа, но, тем не менее, на поминках и торжествах почетные места занимают седоволосые старцы (сенаторы), пользовавшиеся до последнего времени большим почетом, уважением, любовью своих соотечественников; недаром эти седовласые ветхозаветные старики, как главари различных родовых групп, со своими жемчугообразными слезами и серебристой сединой, были глашатаями образования триединого казакского народа.
Эти три рода — жаляирцы, тарактинцы и алимуты вообще никакими преимуществами не пользовались, а в своей группе, наоборот, занимали второстепенные ряды.
В жизни первой группы видную роль играли дулаты, а в особенности канглинцы, из среды которых выделялись батыры, полководцы и политические вожаки. Кстати, подавляющее большинство в Турции — канглинского происхождения; вероятно, и японцы — канглинцы. В средней сотне видную роль играли аргунцы и найманцы.
В младшей орде-сотне среди Алчинцев первую скрипку играли Бай-улинцы, в состав которых входят знаменитые черкесы, выделившие раньше других кавалерийские отряды и войска под именем «казак».
Этим поздним вступлением уйсунов в старшую орду, по мнению историка Тынышпаева, объясняется то, что уйсуны, несмотря на свою подавляющую численность в сравнении с другими старше-ордынцами (3/4 всей старшей орды), считаются ниже Жалаирцев; на пирах и поминках из старше-ордынцев выше всех сидят Жаляирцы; им в знак старшинства подают голову и ляжку («бас» и «жамбас»)
Одно дело — политическое старшинство или преимущество, другое дело — почет и уважение к старикам. Как при образовании сотенного союза, так и при образовании триединого союза Уш-Жуз бата совершателей именуют «Нокта-Агасы». Одно то, что Жалайрцы, Тарактинцы и Алимуты именуются Нокта-агасы, иначе говоря, старшим братом над уздечкой из бараньей шерсти и конского волоса, указывает на отсут ствие политического веса, как в среде своего сотенно¬го союза, так в среде триединого политического союза Казак с тремя сотнями — Уш-Жуз.
Профессор Жамбыл Артыкбаев.
Оставить комментарий