15 этюд. Избрание султана — Сұлтан сайлау
Высшую политическую и военную элиту в традиционном казахском обществе составляли потомки Чингис хана, которых казахи называли древнейшим титулом «торе». Это слово имеет допотопное происхождение (тора-свод законов; төр- почетное место в юрте и т.д.). «Торе» применяется в значении -представитель власти, государственный служащий, судья (на казахском- төрелік айту- вынести решение). В своем ежедневнем быту в кочевом обществе казах живет в окружении своих родственников и подчиняется только старшим. Во время различных общественных и военных мероприятии он следует за своими батырами и биями. Но когда наступают проблемы с иноземными захватчиками, или же казахи сами решаются на вторжение в пределы соседних стран, или же когда усиливается центральная власть то наступает необходимость в обьединении сил многих родовых коллективов. Создается так называемый –«улус», зачаток государственной власти, с соответствующими функциями. По нашим современным меркам «улус» нечто похожее на область, вилайет. Улусами, как правило, управляют султаны, обьязательно выходцы из среды чингизидов. В обычной практике каждый улус сам выбирает себе султана, также иногда бывает, что действующие ханы в качестве улусных султанов Совету улуса предлагают своих сыновей. В официальных же церемониях для того чтобы четко выделить их от основного правителя- хана, улусных султанов называют «кіші хан» или «келте хан». Кіші в данном случае –младший хан, а келте –короткий хан.
Добиться звания довольно тяжело, например Абылай хан (в детстве- Абильмансур) только после победы на поединке приобрел улус. Казахи говорят, «в молодости не жалей себя, если не повезет умрешь, повезет станешь человеком».
На наш взгляд, следует дать краткое жизнеописание Абылай хана и на его примере показать церемонию «Султан сайлау» (избрание султана). Известно, что он был внуком султана Қанішер Абылай, которого вначале называли Жолбарыс (Тигр) Абылай. После убийства Қайып хана, старшего хана казахов в 1715-1718 годах, Қанішер Абылай со своей семьей и туленгутами ушел в Хорезм (Ургенч).
В 1725 году. Абильмансур, в двенадцать лет, вместо со своим воспитателем –Ораз аталыком вернулся в Туркестан, в столицу Казахского ханства. Поскольку в городе сидел наместник Джунгарского хана, он по совету бывших служащих Ханского дворца (Хан Ордасы), под прозвищем «Сабалақ», нашел приют у Толе би. Вначале Абильмансур находился среди пастухов верблюдов, а затем среди табунщиков, ответственных за лошадей. В этот период жизни он учился военному делу под кураторством Богенбай батыра. Одним из учителей молодого чингизида был знаменитый поэт Бухар жырау.
Абильмансур в очень тяжелых для казахского народа 20- начала 30- х годов ХУІІІ века в течении семи лет находился рядом с Толе би. За эти семь лет казахи несколько раз попытались остановить продолжающуюся экспансию ойратов-калмыков. Несмотря на отдельные успехи, в целом ситуация оставалась сложной. Как говорится в шежире «В это время хунтайджи калмыков усиливается и не дает покоя казахам, в короткий день сорок раз они наезжали… В сражениях они оказывались сильнее. Когда нет счастливого хана, неотступного хана, какой толк что толпа никудышных скопом каждый раз выходит на поле боя..». Раздробленное положение казахов еще более ухудшилось от того Абулхаир обидевшись на остальных со своим улусом решил принять русское подданство.
В исторических преданиях казахов рассказывается, что сам Толе би со своим аулом обитал в районе Бозсу арык, по которой вода реки Шыршык поступала в Ташкент. Вероятно, это был единственный способ держать город под контролем. В этом он убедился еще тогда когда во время осады Ташкента, Буркут би кураминец со своим отрядом перекрыл воду канала. Как только городские жители-сарты начинают выступать против власти кочевников, против налогов, перекрывается вода Бозсу арык и город остается без воды.
Во время борьбы Толе бия за возвращения власти над Ташкентом Абильмансур был накануне своего двадцатилетия. Молодой чингизид участвовал во всех переговорах Толе би с руководителями города (махалла басы), с предводителями казахских родов. В этих переговорах он постигал секреты взаимоотношения между двумя хозяйственно-культурными составляющими казахского государства. Испокон веков в районе Туркестана и Ташкента кочевая масса -казахи и оседло земледельческий, торговый класс –сарты сосуществовали благордаря определенным правилам, каждая из этих групп нуждалась в контакте с другой, поскольку от этого контакта зависело их благополучие.
Однако Старший жуз хотя и вернул власть над Ташкентом, но выстоять против ойратов не хватало сил. Принятие калмыкского подданства особенно остро было воспринято многими молодыми людьми, в числе их был и Абильмансур.
-Мне легче умереть в бою, нежели жить при подданстве, разрешите мне отправится в Сарыарку, дайте благословление, — заявил пришедший к Толе бию Абильмансур.
Мудрый би испытывающе посмотрел на молодого султана и сказал:
-Ты еще молод, зачем тебе рисковать жизнью, отправляться в дальний путь ?
Би действительно полюбил молодого султана как своего сына, но Абильмансур достиг того возраста, когда должен себе показать и получить признание, иначе будет поздно. Абильмансур настаивал:
-Уважаемый би ага, дай мне свое хорошее благославление-бата, во все времена, как говорят у нас, хорошему человеку найдется место куда один человек мог бы вместиться. Поеду к Сарыаркинским казахам, присоединюсь большим кочевьям. Если увижу высоко развевающееся знамя стану в строй !
В сопровождении своего воспитателя -Ораз аталыка Абильмансур отправился на дальний и рискованный путь. В сторону Сарыарки двигалось немало аулов, везде нужны были крепкие джигиты. Так готовый зашишать лошадей, отражать врагов молодой чинигизид в этой среде быстро нашел себе друзей и доброжелателей.
В казахском героическом эпосе, в толгауах жырау, в устных преданиях говорится о том, что после прибытия в Сарыарку молодой торе нашел пристанище у богатого казаха Даулетбая из племени карауыл. В этих рассказах есть определенные нестыковки, так имя бая в одно из них –Даулеткелды, в другом –Даулетбай. В самом деле не Даулеткелды, а Даулетбай. Его потомки до сих пор живут на подножие Жаман Жалгызтау в ауле Оскен. Один из них по имени Калитай в беседе с нами рассказал много интересного услышанного им от своих предков. Эти рассказы не сильно расходятся с письменными и иными источниками. Так говоря словами Калитая: «Аблай хан жил у Толе бия семь лет, но потом настпуили какие то смуты, и он решил перебраться в Сарыарку. Прибыв в Сарыарку он встретился с главным конюшным Даулетбая, который предложил молодому султану свою поддержку».
Что нужно в первую очередь для молодого джигита? Безусловно хороший конь- как боевой товарищ в эту эпоху лихолетия. Даулетбай выбрал из своего семитысячного поголовья лошадей самого лучшего коня –светло- чубарого тулпара. Этот тулпар и есть тот о котором рассказывается в исторических преланиях о первых битвах Аблай султана. Светло- чубарого коня Шокан называет первым боевым конем Аблая: «знаменитый Чалкуйрук, первый сподвижник похода молодого султана, Чалкуйрук, на котором Аблай составил себе имя батыра и уважение казахов».
Среди потомков Даулетбая сохранились некоторые сюжеты знаменитого поединка Абильмансура-Сабалака. Они говорят, что «Сабалак появился на майдане, когда батыр калмыкский по имени Шарыш уже успел убить на поединке двух казахских батыров. Казахи были в состоянии растерянности. Абылай на своем светло-чубаром жеребце, имея на руках сойыл (батог с толстым концом, он же служит также как приспособление для ловли лошадей), сразу же с ураном (боевой клич) «Абылай» ринулся против калмыка и сбил его с коня. В том сражении был атыгаевец Жапек батыр, который после завершение сражения принес белый войлок и постелил его для султана».
Белый войлок у кочевников Евразии является сакральным (священным) символом власти. В данном сюжете действие Жапек батыра показывает несколько важных моментов. Прежде всего это признание за Аблаем право на властвования.
Когда же случился этот поединок ? По нашим материалам в 1733 году казахские войска вошли вглубь территории Джунгарии и напали на улус самого хунтайджи. Командир Сибирских пограничных войск И.Бухгольц 1734 году в своем докладе на имя руководства пишет: «…Казачья орда прошлого году нападением своим на контайшины улусы учинили немалую обиду». На наш взгляд, И.Бухгольц рассказывает о том сражении когда Абильмансур победил на поединке и получил имя Аблай. Нападение казахов под главенством Абульмамбет султана и Богенбай батыра в 1733 году на улусы самого хунтайджи вполне логично и закономерно. В ойратских источниках Шарыш батыр представлен как ближайщий родственник хундайджи.
Все подобные факты вкупе служат доказательством того, что сражение в котором Абильмансур –Сабалак получил свое новое имя Аблай состоялось именно в 1733 году. Решение выбрать Аблая султаном было принято также во время возвращения из этого похода. В этом походном состоянии батыры (на собрании войнов-«Қаз» -об этом будет отдельный этюд) выдвинули его на султанское звание. Абульмамбет, старший из чингизидов, одобрил это решение. Утверждение и всенародные празднества в честь избрания нового султана состоялись в 1734 году в Баянауле, на берегу озера Сабындыколь.
В бурные 30-е годы ХУІІІ века казахам Сарыарки подготовить и провести в честь нового султана пышный праздник было наверно нелегко. Но это мероприятие нужно было для того, чтобы поднять дух народа, воодушевить его на новые свершения. Праздничная церемония выбора султана нашла поэтическое описание в творчестве одного из известных поэтов начала ХХ века Олжабай акына:
«Отомстивший за сыновей казахов,
Достоин ханства, с прозвищем –Аблай».
Это слово получило от народа фетву,
Договорились на следующий год собраться,
В Баянауле на берегу озера Сабындыколь.
Так по согласию трех жузов он был избран,
В тысяча семьсот тридцать четвертом году.
Все три жуза собрались на этом пиру,
Собрание, и угощения состоялись,
В ауле канжыгалинцев Абыз-Шомак.
Местность где Аблай был поднять улусным султаном находится на большой поляне немного юго-восточнее озера Сабындыколь. С одной стороны озеро, с другой горная возвышенность, большая поляна покрытая зеленой высокой травой очень подходит к праздничному настроению народа. У подножья горных утесов были поставлены юрты для гостей. После этого праздника возвышенность у подножья которой проводилиись все мероприятия стала называться «Абылайдың Көкжартасы».
Южная сторона Сабындыколь прекрасна,
Издревле она стоянка наших предков.
После того как вытеснили калмыков с Баяна,
На Кокжартасе Абылай закрепил свое знамя,- так воспевается эта местность в поэме Шаймардана Торайгырова «Баянаула».
Эта местность, где Аблай был признан народом в качестве султана и возвысился над остальными торе до сих пор не потерял свой первозданный красивый вид. Вершина на которую подняли батыры Аблая на белом войлоке эта та возвышаюшаяся на востоке озера. Если так то там надо искать записи вбитые на скале в честь этого меропряития.
Озвученные в поэме Олжабая братья Абыз и Шомак, которые понесли все расходы на празднике проведенном в честь Аблая на берегу озера Сабындыколь требует пояснения (об этом в одном из следующих этюдов). По рассказам старины они для угощения представителей всех трех жузов зарезали 90 кобылиц.
В официальных же Аблай султану в качестве улуса были определены достаточно многочисленные родовые группы- атыгай-карауыл, керей-уак, канжыгалы, зимующие в районе Кокшетауских гор. В 1740 году Аблай султан на вопрос В.Урусова назвал именно эти ри группы: «салтан обьявил, назвав три имеющиеся у него рода, ис которых-де в первом семей с шесть тысяч, во твором-з десять тысяч, а третьем- с четыре тысячи».
Таким образом, если подвести итоги получим следующее:
-Во первых, звание султана получает только тот, кто достоин, одно из условии — он должен уметь рисковать своей жизнью и совершить подвиг во благо народа;
-Во вторых, решение Военного Совета (Қаз) может служить верным ходатайством на султанство;
-В третьих, для султана выделяется улус (область) состоящий из нескольких достаточно крупных родов (ру);
-В четвертых, устраиваются всенародные торжества, с поднятием на белом войлоке, с поднятием знамени (ту), с записями вбитыми на скале в честь этого меропряития.
-В пятых, с этого момента избранник народа имеет право надеть на голову калпак, то есть высокую шапку из белого войлока, с золотым обрамлением.
Праздник на берегу озера Сабындыколь стал первым крупным общественным мероприятием, проводимым казахами после событий «Актабан шубырынды». Поскольку казахи по давней традиции всех султанов имеющих свои улусы величат «ханом», то и Аблая в скором времени в первую очередь население его улуса, а затем и остальной народ стал называть ханом. Переход Аблая от степени «кіші хан» к степени «үлкен хан» (старший хан) происходит в 1771 году. В мечети Азиреты Султан в Туркестане на собрании лучших представителей трех жузов, каракалпакских и кыргызских предводителей, а также с участием руководителей традиционных оседло-земледельческих и торгово-ремесленных общин сартов и кураминцев он был избран и поднят на белой кошму (об этом в одном из последующих этюдов).
Профессор Жамбыл Артыкбаев
Оставить комментарий