Танцы в Стране высоких трав: герои тюркской мифологии ожили в «Астана Балет»

Начало XI театрального сезона в театре «Астана Балет» ознаменовалось премьерой спектакля «От қыз». Новая хореографическая постановка по мотивам тюркской мифологии с первых минут сценического представления погрузила зрителей в сказочную атмосферу, передает Өзгеріс.инфо.

Первый балетный спектакль в жанре сказки, поставленный хореографом Мукарам Авахри, привлек внимание не только детской, но и взрослой аудитории, ведь в нем нашлось что-то интересное и увлекательное для каждого зрителя: сказочное повествование, переносящее в удивительный мир тюркской мифологии, удивительной красоты декорации и костюмы, уникальное визуальное оформление и волшебная музыка. Либретто, написанное Бахытом Каирбековым, раскрывает богатство казахской культуры и передает ее особый дух. Музыка Карины Абдуллиной в интерпретации оркестра театра «Астана Балет» под руководством Армана Уразгалиева обогатила спектакль глубокими эмоциями, создала атмосферу таинственности и волшебства.

В основе спектакля «От қыз» лежит мифологический сюжет, в котором стрелок Мерген, решив доказать свою доблесть, стреляет в Солнце, но своим поступком погружает мир и все живое во тьму и холод. Страна Высоких Трав страдает от его опрометчивости, а юная царевна От қыз исчезает, наступает долгая зима. Осознав содеянное, Мерген стремится исправить содеянное и вернуть свет и тепло в мир.

Таким образом, на сцене ожила удивительная история о Стране высоких трав, принцессе-травинке От қыз и стрелке Мергене, который неосторожными действиями привел мир к холоду и темноте. Ему предстоит исправить содеянное, победить зло и тьму, и спасти юную и прекрасную степную царевну.

«В этой сказке зрители увидят знакомые образы, символы, загадки на основе мифологических сюжетов. Например, даже название Страна Высоких трав, кажется объемным и выразительным. Аналогичные мифологические персонажи можно найти в древних преданиях разных народов.  Таких героев мы немного отдаляем и соотносим их с древностью. На самом деле, сложно ставить национальный спектакль, так как эта тема близка всем и надо обращаться с ней бережно и аккуратно. В постановке акцент сделан на смене времен года, человек всегда следовал за звездами, луной и солнцем. Если он своими поступками вносит хаос, то осознает, что нужно жить в гармонии с природой. Завершается история хэппи-эндом, торжеством добра и красоты.  Именно так мы встречаем Наурыз, когда находимся в состоянии восхищения и преклонения от долгожданного наступления весны», — пояснила Мукарам Авахри.

В образе главной героини на сцене в разные дни  блистали Анар Дукиева и Назерке Аймухамедова, которые привнесли в партию долю женского  очарования и утонченности.

«Специфика хореографии состоит в том, что в партии передать внутреннее состояние и эмоции нежной травинки. Я благодарна, что мне доверили исполнить такую романтическую партию. Выразительные движения рук показывают, что От қыз пытается растопить холод с помощью внутреннего тепла. В ее имени также содержится отсылка к слову «отан» — земля, родина. В финале любовь побеждает и преодолевает все преграды на своем пути», — сказала солистка театра «Астана Балет» Анар Дукиева.

Для воспроизведения удивительной сказочной атмосферы на сцене театра «Астана Балет» были созданы яркие декорации и костюмы художником Айгерим Алтыбасаровой. Ассистенты художника-сценографа и художника по костюмам Аскар Искаков и Наталья Протасова помогали осуществлять задуманные идеи. Художник по свету Денис Солнцев и видеохудожник Нурлан Абишев придумали и воплотили уникальное визуальное оформление, погружающее зрителей в удивительный мир сказки.

«Что касается тюркской мифологии, мы хотели показать в образе Мергена символ нашей страны «Золотого человека» и изобразить его сакским принцем, которого изобразили Сундет Султанов и Ерканат Ермагамбетов.  Общими усилиями мы постарались сделать кутюрные костюмы ручной работы с использованием гипюра, сетки, которые получились воздушными, нежными, эфемерными. Всего сшито около 150 нарядов разных теплых и холодных степных оттенков, напоминающих о сиянии солнца, луны, белоснежных снежинках, облаках, пещерах, джайлау», — сообщила художник по костюмам, сценограф Айгерим Алтыбасарова.

Симфонический оркестр воссоздал неповторимое звуковое сопровождение, гармонично дополняя сценическое представление.

«Музыка Карины Абдуллиной разнообразная, живописная, хорошо описывает то, что происходит на сцене. Оркестранты много репетировали, чтобы выдать готовый продукт. Важно отметить, что для музыкантов важно набирать репертуар совместно с балетом. Наш творческий коллектив появился два года назад.  Если раньше большое количество спектаклей проходило под запись, то теперь выступления все чаще проводятся под аккомпанемент живого оркестра.  Национальные мотивы в балете «От қыз»   чувствуются в мелодических оборотах и гармониях. Мы привыкли слушать каденции в завершение мелодии с использованием ритмического рисунка, что привычно для степной музыки. Здесь можно услышать отклики домбры, мелодизм кобыза, то что я слышу вызывает некие мотивы родной земли», — прокомментировал дирижер Элмар Бурибаев.

Несомненно, сказка «От қыз» станет одной из ярких страниц в истории театра «Астана Балет», так как будет напоминать всем о том, что нужно верить в чудеса.