Казахская церемониальная культура

21 этюд. Церемония Тау майлар-Умилоствление гор 
Наши предки в недалеком прошлом предполагали, что у животного мира, птиц, гор и рек и даже у насекомых есть свои покровители – духи. Обычно они имели собственные названия. В еще более ранние периоды нашей истории в честь духов делали куклы, статуэтки, ставили в местах жертвоприношения каменные изваяния и деревянные идолы (бап, балбалы).

Казахами особо почитался дух воды, по этой причине при переходе через реку приговаривали: «Су иесі Сүлеймен, бізді сақтай көр», то есть «Хозяин воды Сулеймен, береги нас». К этой теме мы потом вернемся, поскольку здесь явно видно семитское наследие, и требует более широкого обьяснения.
Казахи почитали не покровителей гор, рек и озер, а непосредственно горы, реки и озера, поклонялись им самим, то есть здесь мы видим не духовный облик природы, а оживление и почитание самой природы. По определению Л. П. Потапова, у алтайских тюрков «преклонение перед природой слилось с родовой собственностью, с покровительством промыслов». В этнографической науке представления наших предков об окружающей природе, обожествление ими отдельных явлении считается самым древним видом мировоззрения и называется анимизмом. Научным фактом является то, что в целом анимизм для всех современных религиозных систем является ядром и демонстрирует развитие от простого явления к сложному.
В этом этюде я расскажу вам о церемониях связанных с праздником -«Тау майлар», если перевести буквально «Смазывание горы жиром», или «Умащивание жиром горы». По сути это праздник умилоствление гор, прощение благоденствия перед тяжелой зимой. По этой причине в древности, перед тем как въехать в свои зимовки в горах, оказывали почести горе и проводили церемониальные действия– «тау майлар»
Обычно в начале осени казахи начинают корректировать свой маршрут в сторону зимовок. Косяки дойных кобыл летним днем пасутся вблизи аула, так как кобылы доятся целый день. Рогатый скот, овцы и верблюды пасутся днем разными табунами, но к вечеру пригоняются в аул. Осенних стоянок казахи называют –«күзеу». На место кузеу становятся примерно с 15-го сентября и тут распределяют скот по табунам: лошадей отправляют на отдаленные пастбища подальше от зимовок. У зимовки оставляют только самых нужных- коней, а также худых в телах, старых.
По возвращении казахов с летних кочевок в кузеу, то есть в осеннее стойбище, мужчины начинают возить сено на зимовки, заготовленное в августе месяце прибывшими с летних кочевок; исправляют двери и окна зимовок, заготовляют топливо на зиму из леса. камыша или навоза (кия); другие стригут шерсть с баранов, а женщины в это время катают кошмы, которыми исправляют к зиме юрты, занимаются приготовлением зимней одежды для своего семейства.
К зимовкам направляются только тогда когда казахов к этому вынуждают холода, то есть глубокой осенью. Это делаеться с той целью чтобы экономить травостой на зимних участках, которые очень дороги, буквально каждый квадратный метр имеет ценность в тяжелый, длящееся несколько месяцев зимний период. Есть на эту тему стих великого Абая «Ерте барсам жерімді жеп қоям деп, ықтырмамен күзеуде отырар бай», то есть «Опасаясь съесть траву на зимних пастбищах, бай сидит на своем осеннем участке, защищаясь от ветров оградой для скота».
Зимовки (қыстау жер) являются собственностью патронимии (ата баласы) и выбираются с большим расчетом чтобы удовлетворяли потребностям кочевой жизни. Для защиты от ветров и заноса снегом зимовки строятся подле лесов, камышей, высоких береговых рек, и преимущественно у гор, Что примечательно, современные археологи обнаруживают в культурном слое под казахскими зимовками сакские поселения.
Как отмечал один из выдающихся знатоков казахской этнографии Муса Чорманов «Наилучшими пастбищами для мелкого скота зимою являются земляные прогалины, откуда снег выдувается сильными ветрами (карабаур). Для верблюдов стараются выбирать места, где в большом количестве произрастает чий, караган, кияк, кокпек и разные солонцовые травы. Казахи строго рассчитывают, чтобы на избранных ими для зимовок местах находились изобильные пастбища для рогатого скота, чтобы были сенокосные участки, при зимовке должен быть лес или камыш, потребный для топлива. На местах бедных лесом и кустарниками казахи употребляют в топливо овечий помет, так называемый кий».
Как свидетельствовал мне отец, для проведения праздника «Тау майлар» ставят хозяйственные юрты у водного источника (бұлақ, өзек, өзен), у подножия горы, где располагаются зимовки. К участию в церемонии приглашаются все соседи, обычно представители одной патронимии (ата баласы). Само мероприятие проводится под открытом небом. Старшие представители патронимии -ақсақалы занимают почетные места. Главы хозяйств приводят сюда овец предназначенных на умилоствление духа горы. Наиболее уважаемые из ақсақалов готовятся к церемонии Бата –Благословление, Обычно оно дается в определенных рифмах, а иногда в стихах. Содержание Бата–Благословление в празднике Тау майлар одно, пожелать своим родственникам, близким, соседям благополучной зимы.
Кровью жертвенных животных обычно обмазывают скалы, отдельные камни, а оставшееся сливают в реку (в водный источник). Мясо варят в больших казанах в центре площадки, и время от времени на костер бросают небольшие куски жира, опять же с пожеланиями, чтобы духи гор (тау иелері) помогли им пережить зиму в здравии и т.д. По завершении трапезы аксакалы снова дают бата и все расходятся по своим зимовкам, после чего в каждой зимовке проводятся свои обряды очищения огнем. Положено с горящими факелами отгонять злых духов со всех помещении (қоржын үй, скотный двор, шошала и т.д.) зимовок. Вплоть до начала ХІХ века направляясь с осенних стоянок к зимним казахи пропускали скот меж двух огней, к сожалению в последующие времена упоминании об этих действиях нет.
Обычай поклонения природе при объективном понимании тайны бытия, расширяет кругозор и призывает почитать среду, в которой вырос и живет человек.

 

Профеесор Ж.Артыкбаев