Церемонии судопроизводства казахов. Казахская церемониальная культура

23 этюд.

Прежде чем приступить к описанию церемонии связанных с судопроизводством, считаем целесообразным дать небольшую характеристику понятию бий (судья).
*
Это звание, как отмечали многие исследователи обычного права казахов, в сознании народа, принадлежит тем немногим, которые с природным умом и даром красноречия соединяют в себе глубокие познания в законодательных нормах, а также в исторических о нем преданиях. Дело в том, что казахская практика судопроизводства является прецедентной, то есть бии опираются на те решения имевшие раньше место в судопроизводстве и служащие для последующих примером. Обычно наиболее яркие примеры судебных решении фиксируются в исторических преданиях. Вероятно, по этой причине в своей книге по обычному праву казахов Л.Ф.Баллюзек, работавший многие годы военным губернатором Тургайской области, дает следующую оценку биям: «Бий -есть живая летопись народа, юрист или законовед его». Мы со своей стороны добавим, что многие родоправители имели звания бия. В нашем понимании главенство в родах означает выполнение биями административной функции. Безусловно, таких одаренных людей в любом обществе не так много. Поэтому в разных периодах жизни казахского народа, бии были не только наставниками, судьями, одновременно прокурорами и ведущими. Только с 20- х годов ХІХ века, в связи с административными реформами значение, функции биев сужаются, и они в основном выполняют роль только судьи. Мой дед по отцовской линии как раз был из разряда таких биев, то есть выполнял чисто судейские функции, в своем округе был одним из авторитетных личностей. Он не был богат, в статсборнике за 1913 год мы видим следующие данные о моем деде «Ақсақал: Артықбай Мәмеұлы. Зимняя стоянка –Қандыадыр. Всего 5 хозяйств, 5 юрт, 5 зимних домов (изба), 1 из пяти хозяйств занимается промыслом. 2 хозяйства временами привлекают рабсилу со стороны. Всего мужчин – 22, из них в рабочем — 11, ученики мусульманской школы- 4, доппромыслы- 3. Всего женщин – 14, из них в рабочем- 7, ученица мусульманской школы- 1. Кол-во лошадей -88 (тай- 6 , құлын- 25), кол-во коров – 54 (тайынша- 7, бұзау- 18), кол-во овец – 229, коз- 11 , верблюдов- 1, собирают 120 копен сена».
Именно происхождение из бийской семьи и средний достаток послужили отягощающими обстоятельствами при осуждении моего отца как врага народа в 1937 и в 1947 годах, что видно из вопроса следователя «Следствие распологает проверенными данными, что ваши родители, а также лично вы сами имели значительное байское хозяйство и во избежании конфискации в 1930 году совершили побег с Сибкрай, а не в 1933 году как вы указали выше» .
*
Церемонии безусловно присутствуют в судебной практике казахов, хотя бы потому поскольку суд действителен только тогда, когда он производится в присутствии народа. Во вторых, выбранные судьи, равно и свидетели, должны быть признаны обеими тяжущимися сторонами. Истец или ответчик, не желающий видеть в числе своих судей какое-либо всеми уважаемое лицо, обязан гласно, то есть принародно объяснить свои подозрения собравшемуся народу. Тогда названный бий лишается голоса на совещании. В третьих, так как судьи выбраны с общего согласия тяжущихся, то приговор суда считается священным и неповиновение этому приговору равносильно выходу из общества, а дабы придать силу и значение судейским решениям, они приводятся в исполнение в присутствие тех же свидетелей и по возможности немедленно. В четвертых, если одна сторона желает суда, а другая нет, то первая, с согласия призванных биев и своего старейшины, имеет право произвести баранту (барымта), которая и после судейских решений допускалась в том случае, когда одна сторона перед началом суда высказывала свои подозрения против судей или свидетелей, и если эти подозрения против судей или свидетелей, и если эти подозрения не были приняты во внимание, другими словами, когда суд был произведен неправильно.
Еще надо отметить один важный фактор. Судья, каково бы ни было состояние тяжущихся и какое бы ни было дело, всегда получал одну и ту же определенную часть с иска различную только в различных точных местностях степи. Вознаграждение судьи, от куска бязи (бөз- разновидность дешевой ткани) и барана, доходит до 10 и 20 лошадей, смотря по состоянию тяжущихся и по роду иска.
Выше перечисленные положения лежали в основании традиционного казахского судоустройства, и через церемониальный подход обеспечивали легитимность судебных решении.
*
Переходим к церемониальной части.
В традиционном казахском судопроизводстве, смотря по роду разбираемых преступлений, отличалось два рода совещаний, то есть было два вида совета: Кеңес (Кенес) и Жүгініс (Джугунус). Существовала еще и третья форма производства суда, решение маловажных дел (например: брань, побои без изувечения и проч.) одним бием. Казахи допускают эту форму и, хотя бы и без свидетелей произнесенный, приговор почтенного аксакала всегда уважают. Но так как в основе казахского законодательства лежат совсем другие принципы, то есть в разбирательстве самых незначащих проступков, аксакалы избегают говорить что-либо без свидетелей, и всегда сами приглашают какого-нибудь старого человека на совет, а ближних казахов просят присутствовать при решении.
В делах несколько более важных, как-то: побои с нанесением знаков, воровство, грабеж и проч. , обе решившиеся прибегнуть к суду стороны, избрав одного того же бия, уполномочивали его пригласить на совет других аксакалов, от 6 до 8 человек, — это джугунус. Джугунус – от слова жүгіну, что означает опускаться на обе колени, эта поза применяется только перед судом, то есть истец и ответчик опускаются на колени перед биями.
Для решения самых важных дел, как например: убийства, изнасилования, искалечения, и проч., в совещании должно было участвовать от 8 до 24 судей – это называлось Кенес. Порядок сбора кенеса был тот же, т.е., обе стороны предварительно условливались в выборе одного бия, — который был, не смотря на лета, председателем в обоего рода советах. Ему же, до начала съезда, каждая сторона давала определенные обычаем подарки для приглашаемых судей.
В первый день совещания, перед открытием заседания, каждая сторона имела право устранить из числа собранных биев-аксакалов кого угодно, — этим собственно и начинались прения в назначенный для суда день. Выбранный бий извещал приглашенных им биев- аксакалов, а последние, в свою очередь, уведомляли по возможности всех родственников обеих тяжущихся сторон, о времени и производства суда. В выбранные биями аул и день стекается народ. Заседание происходит всегда под открытым небом. Истец и ответчик находятся в позе джугунус, перед сидящими полукругом судьями, их окружает народ, которому Төбе би (председатель) в коротких словах объясняет сущность дела, потом истец излагает перед судьями свою жалобу и называет свидетелей, за ним ответчик пускается в оправдание и тоже называет свидетелей, которые, ежели они на лицо, точно также допрашиваются, и этим следствие оканчивается. Когда все переспрошены, каждый из собранных биев, кроме председателя, начиная с старшего по летам, высказывает свое мнение о виновности той или другой стороны и о средствах примирения, т.е. назначает размер возмездия за сделанное преступление, объясняя на чем он его основывает. Последнее слово принадлежит председателю, т.е., первоначально выбранному тяжущимися сторонами Төбе бию, который, представив народу заслуги истца и ответчика перед обществом, просит всех тех, которые знают подсудимых, сообщить теперь же и о других, сделанных ими добрых или недобрых поступках, и, когда это сделано, высказывает свое мнение и выносит решение.
После вынесения решения Төбе би в присутствии народа раздает привезенные обоими тяжущимися сторонами подарки для судей (это в одном случае- чапаны, в другом –бараны и т.д.), оставляя себе такую же самую часть, какую получили и остальные.
Приговор, ежели ответчик принадлежит к тому самому аулу, в котором происходило заседание, приводится в исполнение немедленно, пока не разошелся народ. В казахском судопроизводстве основной исполнитель решении суда сам народ. Истец, получив определенное судом вознаграждение скотом, вещами и проч., спешит в свой аул, где его возвращения ждет с нетерпением семья и где, по случаю этого возвращения с судебным вознаграждением, устраивается на другой день праздник- торжество. Присутствующие при совещаниях казахи, знакомые и родные ответчика, в тот же день, по окончании суда, пируют у него, поздравляя его с благополучным окончанием иска, или соболезнуя о понесенной им потере. Первое конечно, случается чаще, потому что в решениях биев, кроме удовлетворения обиженной стороны, есть всегда и некоторая уступка в пользу обидчика, некоторое облегчение в уплате штрафа и проч.
Как в свое время писал Ч.Ч.Валиханов для казаха обратившегося к биям не столько важно компенсация материальных потерь, а столько моральная победа. Нечего и говорить, что истец если в присутствии большого общества выиграл дело, следственно его всегда было с чем поздравлять, и, хотя он иногда кое-чего и не досчитывался из того, что отнято обидчиком, но на свой праздник, случалось, призывал и последнего, в знак окончательного примирения.
Судьи в этих празднествах не принимают участия, а тотчас по окончании всех церемоний разъезжаются; но на торжественных примирениях спорящих сторон присутствуют исполнительная власть – народ, присутствовавший на совещаниях, который, в случае ежели ответчик принадлежит к дальнему от места суда аулу едет туда, вместе с истцом, получающим, таким образом, удовлетворение почти всегда в тот же или на другой день.

Профеесор Ж.Артыкбаев