Казахская церемониальная культура

16 этюд. Қаз – Хас- институт военной демократии
В предыдущим этюде мы писали о том, что решение выбрать Аблая султаном было принято во время военного похода 1733 года, когда он на поединке победил Шарыш батыра. В этом походном состоянии собрание войнов (Қаз) выдвинуло его на султанское звание.
Самые важные дела государства, в том числе такие как кому быть ханом или султаном, обьявление войны и заключение мира в Казахском ханстве решались на ежегодных собраниях мужского населения. В целом такие собрания напоминают сходку лучших войнов или войсковой круг, известных из истории многих народов и именуются у казахов древнейшим понятием «Қаз». В казахском обществе собрания войнов как мощный институт военной демократии действовали до конца ХVІІІ века и воспевались нашими жырау. Так Бухар жырау будучи недовольным одним из решении Аблай хана грозится обсудить поведение хана в войсковом собрании «Каз»:
Не гневайся Аблай,
Не иди на поводу гнева,
А то я тебя подниму и
Поставлю на Қаз в обсуждение.
На наш взгляд, именно «қаз» стал основой казахской идеи. «Казак» это степной рыцарь, герой и участник военного круга. Это понятие восходит к древнейшей истории степных народов Евразии. В таком же значении оно сохранилось у многих народов. В «Авестийское» время на Казе собирались арийско-турские батыры и решали судьбы Евразии, судьбы своих правителей. Тогда основными народами степей были арийцы (ариан) и туры (туран), они же были не только соседями, но и конкурентами. Это видно даже на примере борьбы за Зороастрийскую религию. Арийцы поддержали Зоротустру, а туры выступили против. В конце концов это противоречие стало причиной откочевки арийских племен.
В казахском обществе специальных официальных мероприятии бывает не так много, многие дела решаются в традиционных сборах посвященных поминовению тех или иных выдающихся лиц. В таких случаях отдельные родовые группы выступают инициаторами таких мероприятии, поскольку проведение ас –тризны поднимает их общественный статус. Решения которые принимаются в таких собраниях являются объязательными, поскольку они скрепляется клятвами перед духами предков. В истории Казахского ханства имеются случаи когда во время ас-тризны в честь годовщины смерти хана выбирается из числа его наследников новый хан. Нередко на ас-тризны приглашаются выдающиеся духовные лица-хазреты, которые также выносят свои фетвы (бата). Церемониальная часть ас-тризн настолько сложна, что мы посвятим этой теме несколько этюдов.
В Кавказских горах в нартовском эпическом наследии, у осетин и кабардинцев сохранились воспоминания о тех далеких от нас по времени институтах общественно-политической жизни. На собраниях «хас» участвуют только испытанные, прошедшие войны сарбазы.
Они также свидетельствуют как источник в пользу нашей интерпретации понятия «каз» (хас):
Тот на хасе быть достоин,
Кто мечом разрушил горы,
Кто познал просторы мира,
Кто прошел моря и сушу,
Закаляя душу в битвах.
Казахи изначально были народом управление которых осуществлялось благодаря общественным институтам самоуправления. Обычно в мирное время собрании нескольких родов, судебные тяжбы между разными поколениями бывают очень часто. При совещаниях же по вопросам касающимися до целого народа они принимают вид сеймов. Как отмечает А.И.Левшин такие сеймы проводятся обычно осенью в середине степей. Основными организаторами выступают сами батыры во главе с Батыр басы, то есть главным среди батыров. Например, в эпоху правления Есим хана это звание было за Шакшак батыром, ил конфедерации аргынов. Излюбленными местами общих собрании были низовья рр.Тургай и Иргиз у берегов оз. Аксакал-Барбы, предгорья Улытау у мавзлоея Алаша хана, местность Тамгалы жар в самом центре Бетпак далы, и т.д. На такие сеймы (Қаз) собирается все мужское население во главе с ханом и султанами. Сюда же спешат все родоначальники, батыры, бии и аксакалы с толпами любопытных. «Қаз» это боевое содружество, поэтому каждая группа батыров берет на такие сеймы несколько лошадей на убой и угощения других. Здесь не действуют генеалогические принципы обычные в тризнах –ас, все занимают места в военном круге по боевым заслугам. Первые несколько рядов садятся (малдас құрады), несколько рядов задних встраиваются в круг на своих лошадях (салт атты тұрады). Главное требование – быть во всеоружьи (бес қаруы бойында). Безоружный не имел голоса, и младшие могли не уступать ему места. Это относится также к представителям торе, и зачастую в собраниях Қаз рассматриваются вопросы связанные с торе. Церемонию «Қаз» открывают самые известные из старейших батыров, и они же задают тему. Одно из доказательств – это прозвище знаменитого бия первой половины ХVІІІ века Қазыбек би- Қаз дауысты (Қазыбек с силным (управляющим Қазом) голосом). К сожалению, наши горе фольклористы и филологи переводят это звание как «Казыбек с голосом гуся». Поскольку здесь обсуждаются самые насущные вопросы государства и народа нередко возникают споры, которые продолжаются несколько дней подряд. Как отмечает А.И.Левшин «По вечерам главнейшие ораторы дают клиентам своим отчет в занятиях дня и отбирают их мнения. По утрам все опять собираются в главном сейме и привозят новые умственные запасы». Наконец, после многих прений составляется общее положение, которое немедленно объявляется. Здесь нет подсчета голосов, если большинство на стороне этого решения то гул одобрения и есть подтверждение.
За этим обычно следует жертвоприношение, которое закрепляет решение. Для чего стараются зарезать жеребца светлой масти, с отметиной на лбу (посвещение Тенгри). Церемониальная часть собрания (қаз) воинского круга на этом завершается, правда, батыры не сразу расходятся, проходят мероприятия напоминающие военные сборы.

Профессор Жамбыл Артыкбаев