Казахстан никогда не был «Территорией исторически Руси»…

Казахстан никогда не был «Территорией исторически Руси» или как Казахстан «присоединялся» к Российской империи. 
*
Ровно 7 января 2022 года в день главного православного христианского праздника — Рождества Христова на фоне массовых митингов и демонстрации в республике и ввода в Казахстан сил ОДКБ патриарх «Московский и всея Руси» Кирилл произнес не очень лицеприятные слова и привел весьма искаженные и недостоверные исторические факты в адрес своего, пожалуй, единственного и дружественного соседа (не считая уже союзную с Россией Белоруссию) – суверенного Казахстана. Он назвал независимый Казахстан «территорией исторической Руси»!? Очевидно, что эта не только неверная историческая информация, но и весьма опасная идея, которая может привести к необратимым негативным межгосударственным и внутригосударственным последствиям.
Провокационный тезис лидера православного христианства в адрес Казахстана можно было отнести или легко «списать» на обычное и частное мнение или заявление некогда, «в миру», Владимира Гундяева, а ныне — патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Но, на наш взгляд, это — не случайная его оговорка, а из разряда – целенаправленных, преднамеренных, тщательно продуманных шагов, исходящей из одной длинной и до сих пор не прекращающейся провокационной цепи — выпадов-зондажей настроения народа Казахстана. Хотя хорошие соседи с добрыми намерениями и чистыми помыслами в такое трудное и тревожное время так не поступают! Не важно: это была его личная идея или ему кто-то тайно нашептал «на ухо».
В этой связи хотел бы высказать слова восхищения в адрес Верховного муфтия Казахстана Наурызбай кажы Таганулы, абсолютно не согласного с ошибочными и весьма опасными в межгосударственных вопросах тезисами российского патриарха. Правда, пост нашего муфтия оказался неуслышанным широкой общественностью на фоне трагических январских событий в республике.
Наш небольшой историко-просветительский экскурс в прошлое Казахстана и сопредельных территории в адрес патриарха и им подобных «деятелей» ни в коей мере не является целью кого-то оскорбить или задеть, особенно — религиозные чувства наших соседей — россиян, с которыми мы традиционно поддерживаем добрые отношения и формируем политику стратегического партнерства вот уже на протяжении всех 30 лет с момента восстановления казахской государственности 16 декабря 1991 года. Также как и наши слова никак не направлены и на предъявление территориальных претензий к соседней и дружественной нам стране — России: мы уже практически завершили процедуры делимитации и демаркации наших границ.
Придерживаясь традиционной казахской толерантности и природной сдержанности, хотел было на этот раз промолчать, но не смог. Не тот случай. Есть такая четкая тенденция: тем больше в таких ситуациях мы отмалчиваемся, тем больше становится таковых «деятелей» — провокаторов (Штыгашев, Никонов, Федоров, Жириновский, Мединский, Зюганов, Рогозин, Бородай, Калашников, Хамраев, Гундяев и другие). К примеру, за день до этого (06 января 2022 года) депутат ГД РФ некто Хамраев (из Дагестана) призвал присоединить Казахстан к России ( привожу его слова дословно: «Поддерживаю проведение референдума в Казахстане о воссоединении Казахстана с исторической родиной – Россией»). В тот же день другой его коллега из ГД также «некто» Калашников «поддержал идею о постоянной дислокации миротворцев ОДКБ в Казахстане». Что за чушь и что за бред?
Тенденция, однако. Они, как бы прикрываются своим личным или частным мнением, но при этом продолжают занимать весьма высокие и ответственные государственные и религиозные посты. И никто их сверху, «там», не одергивает. Нет с их стороны и открытых извинений. А в случае с патриархом – как будто идет тщательная обработка уже сознания верующих россиян, практически несведущих в истории Казахстана и не только. Вот в чем загвоздка и проблема. Итак…

1.КАЗАХСТАН НИКОГДА НЕ БЫЛ «ТЕРРИТОРИЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РУСИ»
Казахстан никогда не был «территорией исторической Руси» образца IX века и последующих нескольких столетий эпохи средневековья ни во временно-пространственном отношении, ни в политико-административном измерении, ни в конфессиональном раскладе:
1.Казахстан имел традицию государственности почти 2500 лет, еще со времен наших далеких и прямых предков — саков, гуннов и средневековых тюркских каганатов со специфическими религиозными воззрениями, когда еще в помине не было христианства и Киевской Руси – в особенности.
2.Киевская Русь с центром в Киеве (ныне — столица независимой и суверенной Украины) появляется только лишь в IX веке, не имея на то время никаких общих границ с землями современного Казахстана, чтобы говорить о «территории исторической Руси».
3. Христианство же приходит «в» или «на» Русь только лишь в 988 году при великом князе Владимире. А на территории Казахстана уже был ислам – один из последних и крупнейших синкретических мировых религий, причем -‘за более 200 лет еще до начала крещения «территории исторической Руси». Так, что никак не дружит патриарх Кирилл с арифметикой — точно, и с историей, в частности.
4. Более того, разрозненные древнерусские княжества были в орбите и под властью крупнейшей империи средневековья — Золотой Орды и его осколков (XIII — сер.XV), костяк которого составляли предки ряда современных тюркских народов, в том числе и в первую очередь — степных казахов. Кстати, сын Чингисхана Джучи покоится на территории современного Казахстана (Улытауский район Карагандинской области), а один из административных и культурных центров Золотой Орды – Сарайчик находится на землях нынешней Атырауской области. И казахские ханы никак и никогда не отделяли себя от правителей Золотой Орды, всегда считая себя главными наместниками и обладателями трона Чингисхана. И самое главное: на территории современного Казахстана проживает самая большая группа чингизидов — более 20 тысяч человек по мужской линии…
Поэтому, историческая Русь могла быть «территорией исторической Степи», но не наоборот, как неверно и ошибочно твердит православный патриарх.

2.КАК КАЗАХСТАН «ПРИСОЕДИНЯЛСЯ» К РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И НАЧАЛ СТАНОВИТЬСЯ ЕЕ ЧАСТЬЮ
Может быть патриарх Кирилл под «территорией исторической Руси», куда впопыхах затолкав и современный Казахстан, имел в виду эпоху добровольно-принудительного «вхождения» и нахождения Казахстана в составе Российской империи в XVIII-начала XX веков?
Тогда попытаемся сделать краткий расклад «по всем мастям», но уже начиная с эпохи Петра I (c 1721 года — первого императора Российской империи), когда фиксируются наиболее активные контакты казахов и россиян. Но и тогда даже в помыслах государственных мужей Российской империи не было называть и причислять Казахское ханство к «исторической территорией Руси»:
1.В период с 1731 по 1822-1824 годы Российская империя, где — военной силой, где — прямым подкупом султанско — ханской элиты, где — угрозами и шантажом, где — обманом, где — стравливанием казахов с волжскими калмыками, башкирами, джунгарами и русскими казаками, присоединила и подчинила себе, шаг за шагом, значительную часть современного Казахстана, введя марионеточные должности султанов-правителей в Младшем жузе (1824 г.) и старших султанов – в Среднем (1822 г.). При этом — отменив ханскую власть…
2. Против превращения Казахстана в «территорию исторической Российской империи и РСФСР» (с 1936 года- СССР) казахи подняли около 400 восстаний в царское и советское время, кстати, в котором принимали участие и представители других народов, в том числе и русские.
3. По переписи населения Российской империи за 1897 год на территории Казахстана проживало около 4,9 млн. человек, из которых – 81% были этническими казахами.
4. В период Столыпинской аграрной реформы (1906-1912 гг.) в Казахстан было переселено почти 2 миллиона российских крестьян и в односторонней форме, без согласия самих казахов, и подвергли изъятью из пользования степняков около 45 миллиона десятин наиболее плодородных земель, чтобы, видимо, превратить Казахстан «в земли исторической Руси».
5. В 1881 году была создана так называемая «Киргизская (казахская-авт.) духовная миссия», призванная перевести через своих миссионеров — «Филаретов Синьковских» — местных казахов в православную веру, но безуспешно: по данным Всеобщей переписи населения Российской империи за 1897 год на территории 6 степных казахских областей было зафиксировано всего лишь 660 крещенных казахов-неофитов из почти более 4 миллионов человек, что является мизером, чтобы называть нас сопричастной к «территории исторической Руси» (0,017% от всего казахского населения края). Нельзя забывать и обратные оттоки новообращенных в ислам.
6. На протяжении почти 80 лет (с 1752 по 1835 гг.), как минимум, было три крупных безвозвратных земельных захватов и открытых военных присоединений (аннексии) исконно казахских земель в состав Российской империи:
— в 1752-1755 году в северной части Казахского ханства в период жесткого военного противостояния казахов с джунгарами Россия путем одностороннего выдвижения пограничной линии в глубь северной части Казахстана изъяла огромный земельный массив — Новоишимский район, равной по площади территории современной Туркестанской области с насильственным выселением оттуда части аргынских, кыпчакских и керейских племен казахского этноса. Ранее (до 1752 года) границы казахов и новых российских владений в Западной Сибири проходили: рядом с г.Курган, чуть южнее Тобольска и немного западнее г. Тары (к примеру, в настоящее время этот город находится на более чем 500 км выше от современного казахстанского города Петропавловск).
— в 1810-1822 годах в условиях заметно ослабления ханской власти в Младшем жузе в северной части Казахского ханства Российская империя в одностороннем порядке снова изъяла 3 400 000 десятин наиболее плодородной казахской земли, позднее составившей почти четверть тогдашней обширной Оренбургской губернии. Местные казахи были также оттуда насильственно выселены.
— в 1835 году, после отмены ханской власти в Среднем и Младшем жузах снова на севере Казахстана Российская империя в одностороннем порядке изъяла 400 000 десятин наиболее плодородной земли…
Все эти земли стали превращением части казахских земель «территориями исторической Руси»? Знает ли об этом сам патриарх. Может быть именно эти земли он имел в виду, но произошла… осечка: эти районы с тех времен находятся на территории современной России (южные части Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской и Омской областей). Поэтому мы бы не советовали патриарху задевать территориальные вопросы…

3.ТРАГЕДИЯ НАРОДА КАЗАХСТАНА В ГОДЫ СОВЕТСКОГО СТРОЯ
Советская Россия,стала правопреемницей Российской империи. Первые три десятилетия нахождения Казахской автономной республики (с 1936 года — союзной) в составе РСФСР и затем — СССР были весьма противоречивыми и неоднозначными: на фоне формального восстановления казахской государственности в 1920 году, появления новых городов, некоторого развития экономики, образования, культуры, науки и т.д., что нельзя не игнорировать и не отрицать, было немало негативных страниц, особенно – в первые три десятилетия большевистской власти, так как жизнь даже 1 человека стоит дороже , чем все эти «нововведения» вместе взятые:
1.Голод в 1921-1922 гг. унес жизнь 1 миллиона жителей автономной республики, представителей разных национальностей. Кстати, для справедливости ради: голод был и во многих других республиках, в том числе и в самой России…
2. В 1928 году было конфискованы имущество 1054 байских хозяйств, а сами они с членами своих семей были высланы за пределы районов первоначального проживания и даже в другие республики СССР.
3. В начале 30-х годов XX века из республики в силовом порядке выслали и около 20 тысяч казахстанских кулаков – русских, украинцев, белорусов, в том числе и за пределы края.
4.В начале 30-х годов XX века в республику насильно переселили почти 365 тысяч кулаков из России, Украины, Белоруссии, Молдавии… На территории Казахстана появились десятки «кулацких» колхозов и даже целые кулацкие районы (Осакаровский, например).
5.В годы массового и страшного голода 1931-1933 гг. Казахстан потерял 2,5 миллиона казахов и 200 тысяч представителей других народов: это рассекреченная и неполная сводка НКВД Казахской ССР за 1938 год
6.По еще неполным данным, политическим репрессиям в 20-50 годы XX века подверглись более 100 тысяч граждан Казахской ССР: это цифра больше, чем в 4 остальных республиках Средней Азии вместе взятых…
7. В 1936-1945 годы в край было насильственно переселено более 1 миллиона граждан, в том числе и целых народов (немцев, корейцев, чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, турков-месхетинцев, крымских татар и др.). Десятки тысяч из них погибли в товарных вагонах на пути в Казахстан…
8. Через лагеря Казахстана в 20-50 гг. XX века прошли более 2 миллиона заключенных, преимущественно-политических, а значительная их часть – этнические русские, потомки нынешней паствы православного патриарха России…Кстати, отец и дед патриарха также прошли через сталинские лагеря.
Может быть российский патриарх Кирилл имел ввиду эти страшные страницы общей нашей трагической истории, пытаясь снова технично «засунуть» нас в «территорию исторической Руси»? Увы, народ Казахстана хочет и будет идти своим путем.

4. МЫ ДОЛЖНЫ СТРОИТЬ ДОБРЫЕ И МИРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С СОВРЕМЕННОЙ РОССИЕЙ
Мы имеем с Россией 7500 км общих границ: в мире нет такого другого примера. В течении 30 лет мы живем с Россией в мире и согласии с заключением с ней в 1998 году договора о вечной дружбе и союзничестве. С Россией находимся в одном Евразийском экономическом союзе, пусть даже не совсем выгодном для нас, о чем со всех трибун трубят наши же чиновники, убеждавшие нас в 2014 году об обратном: о «выгодности» этого весьма сомнительного с экономической точки зрения объединения. Ежегодно в России в колледжах и вузах обучается почти 70 тысяч казахстанцев. В Казахстане есть филиалы крупных российских вузов.Русский язык и русская культура стала частью нашего бытья на фоне заметного усиления и государственного языка. Граждане Казахстана – в основном — билингвы. По обе стороны границы живут миллионы как казахов, так и русских.
В Отечественной войне 1812 года тысячи казахов сражались на стороне русской армии освобождали Москву, дошли до Парижа. В годы Первой и Второй мировых войн также юыли на стороне русских.К примеру, Москву защищала 316 стрелковая дивизия, сформированная в Казахстане из числа казахов, кыргызов….
В целом между нашими народами, нашими независимыми государствами, сложились добрососедские отношения, основанные на принципах невмешательств во внутренние дела друг друга, нерушимости границ и обеспечения территориальной целостности. Мы обречены жить в мире и согласии. Вот о чем должен вести свои проповеди русский православный патриарх Кирилл, а не заглядывать в чужую хату, сея смуту и раздрай!!

5. К ЧЕМУ МОГУТ ПРИВЕСТИ НЕГАТИВНЫЕ ВЫПАДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЫСШИХ КРУГОВ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ДУХОВНЫХ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ ДРУЖЕСТВЕННОГО ЕЙ КАЗАХСТАНА?
В последний год участились выпады высокопоставленных чинов России с необоснованными территориальными «претензиями» и «притязаниями» в адрес миролюбивого Казахстана. Видимо, наша власть не рекомендует отвечать нашим депутатам и высокопоставленным чиновникам с такой же интенсивностью и агрессивностью как их безудержные российские коллеги. Возможно, это — издержки и особенности традиционной казахской ментальности и толерантности, когда считается правилом плохого тона обижать и оскорблять своих соседей. Вероятно, казахи, все еще не могут выйти из орбиты комплекса колониальных моделей…
Но очевидно одно: учитывая прежнюю колониальную политику Российской империи по отношению к Казахстану, принимая во внимание череду трагедии нашего народа по вине советской власти, зная политику современной России по отношении к Казахстану с такими патриархами как Кирилл, казахи вскоре могут отвернуться от России, которая потеряет и заодно своего единственного пока еще союзника и стратегического партнера.
России и Казахстану надо жить в мире и согласии!! Другого — не дано! Добрососедству — быть! Провокациям — нет!

 

Зиябек Кабулдинов,

доктор исторических наук, профессор,

директор Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова