Казахская церемониальная культура

24 этюд. Жан беру — Присяга

С давних времен до начала ХХ века присяга («Ант-ішу», т.е. «пить клятву») имела очень серьезное значение как в общественной жизни, так и в казахском судопроизводстве. Присяга принималась одним из самых веских доказательств как для удостоверения правоты иска или жалобы, так и для оправдания обвиняемого. Присяга предпологала постоянное обращение к совести тяжущихся лиц, по этой причине она называлась «жан беру», то есть душедаяние (отдавать душу). Такое значение присяги наводит на мысль, что принявший присягу считался как бы покончившим со своей жизнью. Мы считаем, что присяга служила одним из основных механизмов формирования и существования рыцарского кодекса Великой степи. В большинстве случаев, поскольку в судах всегда доминировал дух примирения, не доведя дело до присяги, тяжущиеся стороны идут на карындас, т.е. как сыны одной семьи – «атамыз Алаш», разделываются полюбовно.
Виды и условия присяги
Присяга может быть очистительной, то есть принимается ответчиком в свое оправдание им самим, или его родственниками, в тех случаях когда в деле нет свидетелей. Во вторых, присяга может быть предварительной, принимается истцом или его родственииками, в подтверждение подозрения или обвинения. Третьи вид прясяги –свидетельская.
В старину в свидетели выбирали самых честных люлей из рода подозревоемого. По обычаю казахов противной стороне дозволяется избрать из рода или волости своего противника-свидетеля, для удостоверения присягою справедливости, иска или ответа его родовича. В случае неявки без каких либо объективных причин (болезнь и т.д.) душедателя (жан беруші) к назначенному сроку без всякой на то причины, обязанный предоставить его, если отчетчик признается виновным в том, в чем он подозревался, если истец ,- то лишается иска, а если свидетель, то свидетельство его считается ложным и ответчик избавляется от всякого подозрения.
Обычно, люди выбранные на присягу заранее проводят у себя расследование по данному делу, что очень облегчает работу бийских судов. Если выбранный для прясяги казах не уверен в правоте своего родственника, за которого он выбран в качестве гаранта, то заранее объявляет о своем решении не принимать присягу.
Церемониальная часть
Как и все общественные мероприятия, присяга проводится перед огромным стечением людей и в соотвествии с церемониальными представлениями казахов.
При выборе места для присяги обычно ориентируются на следующие критерии:
Во первых, должно быть какое либо возвышение (төбе, қыр, адыр);
Во вторых, рядом должны быть могилы предков или очень известных людей;
В третьих, церемонии проводятся у озер или рек, вообще с таком месте, которое величавостью своего вида действует на воображение людей.
Есть несколько вариантов церемонии принятия присяги:
Во первых, выбранный для присяги человек, восходил на избранное место, в присутствии толпы народа, произносил следующие слова: «Егер өтірік айтисам Құдай атсын, о дүниеде иманым бұйырмасын, бұл дүниеде мал-басымның игілігін көрмейін», то есть «Если я лгу да накажет меня Бог, да лишит он меня на том свете всякого воздаяния за мою веру в Него и за все мои добродетели, а на этом- да не увижу добра от моего имущества и детей». На этом завершается обряд присяги или душедаяния.
Во вторых, приглашаемый на присягу человек поднимается на возышенность (төбе, қыр), окруженное со всех сторон людьми, Ему подают ружье (қара мылтық, шиті) и он целует дуло у ружья. Здесь, безусловно присутствует и страх, который вызывает огнестрельное оружье у всех наблюдающих, во вторых, этим демонстрируется готовность человека поручиться за честность своего родственника даже перед смертельной опасностью.
В третьих, выбранный на присягу человек, приглашается по решению биев на могилу, выбирается обычно место захоронения одного из выдающихся лиц. Присягаемый три раза обходит могилу. Вид могилы вызывает у всех без исключения страшную мысль о неизбежности смерти, а защищая преступника присягающий (жан беруші) приближает ее. По этой причине выбранный на присягу челорвек, прежде чем идти на это лобное место миллион раз подумает и тысячу раз проверит все алиби своего родственника, находящегося под подозрением.
В четвертых, а эта самый тяжелый вариант присяги, по настоянию искодателей и по решению биев присягаемый принимает положение умершего в специально для этого подготовленной могильной яме. Причем он подвергается обычному для умерших омовению и надеванию савана (кебін). Эта церемония проводится также при большом стечении людей, но над могилой стаят юрту.
Лжеприсяга и ее последствия
По преданиям казахов принявший лжеприсягу терял значение члена общества: его, сторонились как заразы и даже считалось предосудительным не только иметь с ним какое-либо дело, но и даже заходить в его юрту.
«Ант ішкеннің үйіне барма,
Айрандай жұғады» — так учит древняя казахская пословица, то есть «Не ходи в юрту принявшего присягу: яд или зараза ее прилипнет, пристанет к тебе, как айран». Другая пословица еще рельефнее выражает народный страх к присяге и присягавшему:
«Ант ішкеннің –мыңы өледі,
У ішкеннің – бірі өледі»,
т.е. «от принятия присяги умрет (пропадет, пострадает) тысяча, а от принятия яда – умрет один».
Такое отношение к присяге доминировало в казахском обществе вплоть до середины ХІХ века, но с этого времени начинается трансформация общественной жизни, а также морали. Казахи, во первых, обеднели в основной своей массе, во вторых, ближе познакомились с плутовством торгашей, фанатизмом неграмотных мулл, в третьих, на своей шкуре каждодневно испытывали произвол властей. Постепенно казах потерял прежний страх к процессу принятия присяги.

Профессор Ж.Артыкбаев