Казахская церемониальная культура

30 этюд. Поминки – Ас беру: церемониальная часть
«Ас беру» (торжественные поминки) в традиционном обществе казахов до начала ХХ века занимало выдающееся место. Его проводят в годовщину смерти особо почитаемых людей. Следует также отметить, что «ас» в обыденном сознании, воспринимается как всенародный праздник (той).
По сути это грандиозное, стержневое явление служило основным механизмом регулирования всех важных сторон политической и правовой жизни. Устраиваемые в прошлом крупные казахские асы в честь покойного по прошествии года по своему реальному назначению и значению выходят далеко за рамки похоронных и поминальных обрядов. В отличие от годовщины, которую устраивают по всем умершим, кроме малолетних детей, «ас» имеет более широкий общественный, а иногда и общественно-политический смысл.
Традиции и обычаи казахского народа, связанные с покойными, как набор общественно-социальных, политических систем, сформированных на пути освоения определенных природно-экологических пространств, является одним из актуальных проблем этнографических наук.
Учитывая значение традиции «ас беру», ставящей заключительную точку в цикле обычаев, связанных с тем, чтобы проводить усопшего в последний путь мы этой теме посвятим несколько этюдов. Традиции и обычаи, сформированные и развитые на протяжении тысячелетий являющиеся основой коллективной памяти нации, включающие познавательные, воспитательные и правовые особенности, могут служить фундаментом создания уникальной идеологической платформы государства.
*
Поминки бывают в несколько сроков: первый через три дня после смерти, потом через семь, сорок, сто дней и окончательно через год. Последний отличается роскошью и пышностью и продолжался три, четыре, а иногда и пять дней. Приглашение по случаю поминок посылаются родственникам и почетным лицам. Обычно это делает специальный человек -«Хабаршы». Для остальных доходит молва: переходя из аула в аул, она в несколько дней оповещает о празднике все окружающее население, и всякий имеет право оказать внимание семейству покойника своим приездом. В источниках XVIII века встречаются такие факты, когда казахи устраивали поминки по известным людям. Л.Гавердовский в своих летописях дает полное известие о поминках Жанбай-батыра Младшего жуза. В нем говорится, что на поминки Жанбая-батыра были приглашены от 300 до 1000 человек. Поминки в основном проходили летом, на летних пастбищах, когда скот находился в теле, когда можно легко собрать народ. В зависимости от социального положения и возможностей организаторы заблаговременно оповещает о проведении поминок. «Знатные представители этого рода и из других родов, всего более 300 людей (число участников иногда превосходил тысячу) собрались у могилы Жанбай-батыра. Потомок покойного пригнал сюда множество скота для забоя, а специально приготовленная для этого мероприятия белая кобыла была зарезана перед могилой покойного. Шаманы (баксы) окропили кровью белой кобылы саму могилу, акыны и жырау воспевали его подвиги. Были организованы скачки, соревнования по борьбе, стрельба из лука, в последнем состязании активное участие принимали женщины. Победители получали от родственников покойного лошадей или другие призы. После окончания соревнований люди сели за дастарханы и это продолжалось до глубокой ночи. Пользуясь этим случаем различные родоправители обсуждали общественные вопросы, формулировали свои претензии к представителям власти. Таким образом, данное собрание переросло в большие общественные дебаты, так у казахов происходило всегда».
*
Некоторые поминки /ас/ проходят не только в кругу рода, но и в рамках всего жуза, то есть связывает воедино огромное количество людей. Здесь нужно сказать, что расходы на поминки не возлагались на плечи наследника, так как помощь, должна была быть оказана всеми родственниками и это безусловно поднимает социальный статус организаторов в общественной системе. Для того, чтобы на ас (поминки) собралось как можно больше людей, его проводили в летнее время. С учетом социального и материального положения организаторов аса, бросался призыв с просьбой оказать материальную поддержку (сауын айту). Сауын собирался с рода, обычно с соседних родов, а иногда со всего жуза. В этой связи расходы распределялись между близкими родственниками, а иногда покрывались всем родом. По этой причине род, союз родов были ответственны за все хлопоты проводимого аса. А то, что ас являлся важнейшим собранием, на котором решались важные общественные вопросы, мы упоминали выше.
*
Одним из крупных и важных общественных сеймов был ас проведенный после смерти Абылай хана. Великий казахский хан умер в Туркестанском регионе в феврале в 1781 году, а поминки же были проведены в конце лета. На это мероприятие, которое проводился в местечке Караой недалеко от Кызылжара (Петропавловск), собрались представители со всех трех жузов, в основном самые влиятельные люди степи – султаны, батыры и бии. По сообщению очевидца «как по смерти отца их Аблай-хана, бывшие с ним в Ташкенте служители с оставшим имением возвратились и о кончине Вали-султану, братьям его и всему дому объявили; так они по должности своей рассудили, чтоб отцу их сделать по бывшему его достоинству знаменитое поминовение, почему немедленно созвали к себе из той Средней орды всех султанов, старшин и большое число киргиз-кайсак, коих в сборе было тысяч до пяти, и общее поминовение учинили, причем, всем бывшим султанам, старшинам и киргиз-кайсакам вздумалось для общего своего покоя выбрать и хана вместо умершего Аблая»
В байге давали приз для хозяев 40 лошадей. Особенность общественной функции данной поминки заключается в том, что в нем на трон хана Абылая избрали его старшего сына – Уали (Вали). В течение семи дней казахская элита обменивается мнениями об актуальных вопросах общественной и политической жизни. Во время процесса инаугурации Уали-хана одели в ханскую одежду, посадили на белую лошадь, поставили белую юрту. Поминки Абылая особенны тем, что наследники специально пригласили священнослужителя /хазрета/ из Ташкента. Это говорит о том, что тем самым ислам в степном регионе обрел новую значимость. Поминки-ас можно считать самым наиболее важнейшим общественным институтом традиционного казахского общества. На асах обсуждались внутренние проблемы кочевой общины, вопросы внешней политики. В этом заключается значение аса, благодаря чему поднимается статус хозяев аса, общественный рейтинг рода.

Профессор Ж.О.Артыкбаев