Казахская церемониальная культура

27 этюд. Как встречали ханов в Туркестане ?

Казахи, с момента образования государства, являясь классическими представителями кочевого образа жизни, всегда боролись за земледельческие и ремесленнические регионы. Города и земледельческие оазисы по р. Сырдарья естественно входили в экономическую систему Казахского ханства. Известно, что по всему периметру южной и юго-восточной границы государства расположились «города и оседлые пункты казахов». Кочевники шли на юг с целью проведения там зимы, то есть жить на зимовье, а это значило жить там постоянно на всем протяжении зимы. Это было очень важно для их политического существования, хозяйственной организации. Зимовки, которые расположились вдоль Сырдарьи, не только решали хозяйственные надобности, но и было основным связующим звеном с городом. Естественно, такое состояние является первой ступенью связи казахов с городской культурой. Согласно источникам в XVIII веке кочевое скотоводческое хозяйство казахов была тесно связано с земледельческими и городскими центрами Туркестано-Ташкентского региона. Этот симбиоз, способствующий стабильному развитию ремесла и караванной торговли, и сформировал тот самый мощный экономический потенциал, на котором долго держалось Казахское ханство.
Одновременно города служили политическими центрами казахских улусов, а в городе Туркестан в начале XVIII века располагалась столица Казахского ханства. Значение г.Туркестана в политической жизни государства подчеркивается и тем, что у мавзолея Ахмеда Йассауи проводились церемонии возведения на престол главных казахских ханов /үлкен хан/. Избрание главного хана в почитаемом всеми тюрками и мусульманами месте освящало и легитимировало власть правителей. В русских источниках подробно описывается как в 1739 году Абулмамбет-султан, «сын бывшего Пулата-хана и будучи-де он в прошлом году в Туркестане от знатнейших киргиз-кайсацких родов яко Аргинского, -Ак(л)тайского и Увакгирейского и от других удостоен в ханы… ». В этих торжественных мероприятиях наряду с ханами, султанами, биями и другими влиятельными людьми казахов и его союзников, было объязательным участие «знатного люда Туркестанского юрта», т.е. представителей городских общин.
Так как верховные и улусные правители казахов зимовали в городах, а летом со своим кочевым населением направлялись в степные просторы, то и их проводы и встречи организовывалось торжественно. В архивных материалах, относящихся к осени 1744 года, описывается встреча населением города Туркестана своего хана: «Как Абулмамет хан к городу стал подъезжать, то ему такая от оного встреча учинена, что почти ни одного человека в городе не осталось … Причем и церемонию сделали игранием в медные трубы, … которые длиною больше сажени … и битьем в бубны глинянные, подобные горшкам с кожаными покрышками. А сверх того, подвели ему на поклон три коровы, кои обернув по их манеру, круг его, хана в трижды в знак весьма радостного его приему … хан поехал в город особливо. И как въехал, то во-первых, заехал в главную их мечеть (Мавзолей Ходжа Ахмеда Йассауи-Ж.А.), где сказывают называемый ими святой лежит …».
Города юга Казахстана играли большую роль в духовной жизни мусльманского населения. Большинство мечетей, ханака – центры суфийских орденов, гробницы мусульманских святых располагались здесь. Безусловно, и в степных районах были священные места, средневековые политические ставки, гробницы святых, но с самого начала Казахского ханства именно Туркестан, где мавзолей Ходжа Ахмеда Йассауи, был опеределен в качестве главной святыни. В Туркестане были похоронены многие выдающиеся лидеры XVIII века, такие как знаменитый би Казыбек Келдибек-улы, Богенбай-батыр, Жанибек-батыр, а из старших правителей – казахские ханы Тауке (1680-1715), Жолбарыс (1720-1739), Абулмамбет (1739-1769), Абылай (1771-1781).

При выезде ханов в степь вместе с кочевыми группами в городах оставались их «дядьки», т.е. лица занимавшие первое место в чиновной иерархии, их называли аталык – воспитатели, наиболее приближенные к ханам личности. «Ханы имеют особые дворцы в главных городах: Большой орды в Ташкенте, в Средней орде – в Туркестанте; а живут по своей воле, когда хотят, а больше в поле с ордою кочуют, а по выезде в домах живут и управляют дядьки (аталыки – Ж.А.) их»,- отмечают оренбургские чиновники со слов сарта Нурмухамбета Алимова.
Аталык вел дела орды (орда- аппарат правления хана, а также центральная часть города). В Туркестане, в столице государства во времена правления Абулмамет хана аталыком был «Средней Орды знатнейший старшина Нияз-батыр, о котором известно, что он во время Шемяки-хана в Туркестанте великую имел, а по смерти его Туркестантом управлял и Абулмамет-хана на ханство утвердил».

Профессор Ж.Артыкбаев