Казахская церемониальная культура

11 этюд. Шулен- Дарение-Потлач
«Шулен» или же «Шүлен тарату»- когда-то был одним из распространенных социокультурных институтов казахов общества. Это в узком смысле бесплатная раздача скота, имущества. В более широком плане- шедрость (мырзалық), раздача пищи, каких-то вещей. В простонародье было распространено слово «шуленсу», то есть изображать из себя шедрого. К сожалению, в век трансформации нашей жизни многие культурные традиции забываются, и сейчас мало кто из молодых казахов понимает о чем речь когда слышат эти слова.
Хотелось бы чтобы наши этнографы больше уделяли внимание на такие малоизученные феномены, ведь вся социальная градация и вообще вся социальная жизнь казахского общества раскрывается благодаря изучению шулена.
Слово «шулен» (шуленг) есть и у сибирских народов (у бурят, у карагасов и т.д.), в прошлом шуленги были и у ойратов, но в отличии от казахского у них это слово означает- родоправитель, предводитель рода. Древние обычаи обязывали в случаях нужды помогать родовичам и вообще их поддерживать, что и делали предводители родов. В историческом плане шулен известен в древнеогузских сказаниях времен Коркуд ата. Такие вожди как Казан хан ежегодно проводили «шулен тарату», то есть раздачу скота и имущества своим соплеменникам. В результате они своей шедростью поднимали свой статус, что давало им возможность дальше держать в своих руках рычаг правления. В этнографической науке этот институт называется –потлач, это с языка североамериканских племен хайда, тлинкит.
Как проводится церемония шүлен тарату ?
Впервые о «шулен тарату» я слышал от своего отца, еще будучи молодым преподователем Кар ГУ им. Е.А.Букетова. После рождения нашего первенца, которого по обычаям сразу же «присвоили» мои родители, они настояли чтобы я пригласил преподавателей кафедры в аул. Мы по меркам того времени жили довольно хорошо, и им угостить большой коллектив преподавателей было совершенно не сложно. Отец был человеком общительным, знал устную историю казахов, да и его самого жизнь была легендарной.
После классического мяса (бешбармак) кто-то из гостей задал вопрос о Джангир торе. Отец вначале уточнил, о каком Джангире вопрощает наш коллега (их довольно много в казахской истории), потом когда ему сказали что идет речь о Джангир торе, который жил в окрестностях Караганды в начале ХХ века, отец начал свой рассказ. Оказалось, что об этом чингизиде он знал почти все, поскольку в 30- е годы дружил (или находился в одном лагере — я ухаживал за гостями и кое-какие моменты упустил) со старшим сыном Джангира.
Из рассказа отца запомнился один сюжет, который непосредственно касается церемонии шулен тарату. Джангир торе, то ли по своему хотению, то ли по совету аксакалов решил организовать шулен тарату. У него было 4 тысячи лошадей. Вообще для Центрального Казахстана (Сарыарка) это не показатель богатства, в прошлом, в середине ХІХ века были у нас люди побогаче. Например Сапақ Танирбергенов имел 18 тыс, Бапақ Жайпанов -12 тыс, Азынабай Акмурзин — 17 тысяч лошадей и таковых был много, но к концу ХІХ века ситуация была иная.
На семейном совете, в котором участвовали и старейшины, было решено отдать нуждающимся (кедей-кепшікке, құдайы жолаушыға, Алланың алдында сұраусыз) кажду десятую лошадь. В назначенный день люди стекались со всех окрестностей в местность Карамурын на праздничный дастархан. Стар и млад из аула Джангира обслуживали все прибывающих людей. Самое почетное место заняли аксакалы и старшие представители сословия төре. Нуждающиеся, в надежде получить совершенно безвозмездно по лошади, выстроились в очередь.
По знаку данному Джангиром табунщики (жылқышылар) прогоняли перед собранием по десять лошадей и последнюю отдавали тому, чья очередь подходила. Все шло по сценарию, но случилось почти чудо, в одной из десяток оказался знаменитый скакун (бәйге аты) старшего сына Джангир торе. Сын пал ниц перед отцом умоляя не отдавать своего скакуна, он предлагал косяк лошадей (бір үйір жылқы) за счет своей доли в общем табуне.
Но Джангир төре был неумолим, и словами «я не могу отказаться от своего решения, раз сам Бог определил твоего скакуна этому бедняку, значит ему и оставим» (Құдай тағала, сенің бәйге атыңды мына бейшараға бұйыртып тұр, бір айтқан сөзімнен қайта алмаймын) приказал отдать тулпара тому кому посчастивилось.
После церемонии «шулен тарату» Джангир, как и положено получил почетное званиме — «шүлеңгір бай».
По нашим этнографическим материалам в давние времена в качестве шулена могли роздать каждую пятую лошадь, все зависело от благодушия хозяина или решения совета аксакалов. Казахи воспринимали богатство как Божью благодать, кому повезло сейчас, кому-то повезет потом, кто богат сейчас может превратиться в нищего завтра. Поэтому не были жадными, старались делится, и получать благословления и уважение народа. Эта церемониальная традиция заслуживает возрождения в наши дни.

 

Профессор Ж.Артыкбаев