Казахская церемониальная культура

Сәлем салу –Реверанс — в церемониальной практике казахов 
22 этюд.
В традиционной церемониальной культуре казахов особое место занимает «Салем салу». К сожалению, испытания выпавшие нашему народу в последние столетия были настолько тяжелыми, что и «Салем салу», как бы оно ни было повседеневным, привычным, невредным, видоизменилось кардинально. Да, мир меняется стремительно, но это не значить что мы должны забывать элементарные вещи, относящиеся к правилам вежливости. Берите пример у европейцев ! Ведь тот формат «Салем салу» который был известен нам по этнографическому прошлому казахов до сих в классическом виде соблюдается в правящих домах Европы. Мы же считаем что «Сәлем салу» это дело только снохи, и переводим ее как «поклон снохи». Да, действительно молодые снохи, здороваясь, в знак уважения к старшим должны делать «Салем салу». Так ведь в прошлом не только молодые, но и старшие женщины делали это почти до самой смерти, пока есть родственники со стороны мужа старше нее.
Вторая ошибка современных этнографов заключается в том, они считают что делая поклон «Сноха должна скрестить и опустить руки, затем, слегка преклонив колени, поклониться старшим». Это грубейшая ошибка и искажение традиции! Поклон со скрещиванием рук называется – Тәжім и это действие является прежде всего знаком почтения. В традиционном обществе казахов «тәжім» никак не отождествляли с «Салем салу». Дело в том, что «тәжім» делали и мужчины, особенно когда ходили в женихах, или же когда встречали очень уажаемых людей. Цикл церемонии из проводов невесты включает тәжім, то есть жених делает поклон родственникам и родственницам невесты, особенно жеңге (женам братьев невесты), иногда это делается в шутливой форме. (Если ничего нам не помешает, то один из этюдов мы посвятим Тәжім и Қол қусыру).
«Салем салу» предпологает более сложное действие. Женщина, (необьязательно, чтобы она была молодая невестка) приветствуя старших родственников проделывает следующие действия. Одна нога, (обычно левая), отведена назад и касается кончиком носка пола, вторая нога (обычно правая) полусогнута, голова наклонена, взгляд направлен вниз, потуплен, правая рука ладонью верх должна лежат на бедрах правой ноги, левая рука держит камзол. Такая форма церемонии «Салем салу» до сих пор соблюдается у казахов Мангыстау (представители племени Адай) и верховьев р.Или (в Восточном Туркестане- представители племени Қызай). Согласно устной традиции казахов обе эти группы в генеалогическом плане перескаются, но эта история очень древняя, восходящая к арийско-турскому периоду нашего прошлого. Искусство реверанса старо, как и сам институт рыцарства, и, несмотря на то, что со времен древнейших династий техника поклона в разных странах претерпела существенные изменения, уважительно приветствовать королей ─ все еще остается сильной традицией.
В казахской среде смысл церемонии «Сәлем салу» объясняется тем, что приветствуя старших женщина просит у Тенгри (Бога) благополучия для своей семьи, жизни для своего мужа «алғанымды аман ете көр!» Доказательством именно такой интерпретации обряда служит тот факт, что после смерти мужа женщина освобождается от «Сәлем салу».
«Салем салу» формально начнается с обряда «Беташар» – открывания лица невесты. Во время «Беташар» акын песней рассказывает о дальних предках рода и каждому родственнику отдельно делается салем.
На приветственный поклон старшие отвечали «Жақсылықта бол» , «Рахмет, қошқардай ұл ту», «Рахмет, келін — сноха, пусть Всевышний тебя одарит множеством детей». В общем, любой мало-мальский сообразительный человек в таких случаях высказывает добрые пожелания.

Профессор Ж.Артыкбаев