Группа депутатов Мажилиса предложила переименовать столицу. И они так же отметили, что это будет исторически справедливым решением. Соглашаясь в целом, я скажу так. Меня удивляет односторонний подход избранников народа вообще, и в частности, к подобным вопросам. Разве нам не говорили что-то про подобную исключительность, при очередных переименованиях столицы. И как говорят в таких случаях, что было, то было и прошло. И потому давайте честно ответим сами себе: «Будет ли очередное переименование обоснованным и потому последним? И как обстоят дела с другими населенными пунктами»?
Сам я селянин и потому читал не раз и не два книгу человека многогранного: специалиста сельского хозяйства с большой буквы, ветеринарного врача и писателя-историка. Не озвучиваю имя автора и так же его книгу, чтобы не рекламировать, а просто приведу один факт. И этот наш земляк переименовал г. Кокчетав в г. Кокшетау. И за это был публично оскорблен и обвинен в каком-то криминале с трибуны партийного форума – Пленума коммунистов нашим же собратом – выходцем из той же Кокшетауского региона.
Известен всему миру наш Бурабай, воспетый народными поэтами и писателями. И кто может мне объяснить, странную и глупую трансформацию священного Бурабая – жемчужины казахской Сарыарки – в, никому не понятное, Боровое?
Только что передали мне два сообщения: статью в газете «Маяк» Астраханского района № 29 (64438) от 05.08.2022. «Отарлау дәуірінің атауларынан қашан құтыламыз» и решение, принятое большинством жителей по переименованию села Еленовки Зерендинского района Акмолинской области в Самалтау.
Самалтау – это гора. И песня, в которой поется о трагической участи джигита, видимо он родом оттуда и посвящена не только ему, а всем рекрутированным царской Россией. Песня это одна из многих страниц моей Родины и потому она вечная.
Я, как и другие, тоже слушал эту песню и не один раз. Песня, как песня и никаких переживаний, скажем так, особых. Но, когда эту песню слушал в исполнении Димаша Кудайбергена, очень разволновался. Даже появились слезы в глазах. Молодчина Димаш, что он рядовую песню поднял на самый верх мирового шедевра.
Теперь, когда слушаю эту песню, я молча и долго пребываю в задумчивом состоянии. Иногда меня утешают: «Зачем так переживаешь? Когда же это было? Да, было это давно, но как прикажешь себе стать бессердечным?
И конечно мы рады что Еленовка переименована в Самалтау. Но у меня вопрос: «Когда же проголосовавшие за переименование увидят придорожный знак с новым наименованием, подъезжая к родному ауылу? На мой взгляд, сельчанам придется долго ждать. Так, где-то года три назад, было переименовано с. Приречное в Целиноградском районе в Акжар. Выполнены все необходимые требования по переименованию, но до сих пор придорожный знак не изменен.
Эти и другие переименования понятны и логичны миллионам наших селян. Но мы не понимаем, почему время от принятия решения по переименованию населенного пункта до установки придорожных знаков длится так долго?
Краткий экскурс в историю показывает, что процесс переименований не так уж очень долгий, лишь бы были желание и воля. Разве долго размышляла российская императрица Екатерина II, когда в мгновение ока переименовала не одну сотню населенных пунктов Крыма? И почему российская царица деревню Ақ жар сменила на Севастополь? В переводе с греческого это название означала «августейший город» или «императорский город». И это то чего хотела императрица…
Или пример из недалекого прошлого. В 1961 году, наименование нашего города – центра массового освоения целины – не понравилось «первоцелиннику и кукурузоводу» Хрущеву Н. С. И он пользуясь статусом Генсека, беззастенчиво, нагло и быстро «продавил» через партийно-правительственное руководство страны принять Указ Президиума Верховного Совета Казахской ССР по переименованию Акмолинска в город Целиноград. Я не оговорился и четко произношу Казахская ССР, а не Казахстан, как сейчас именуют нашу страну, что так же требует переименования. И это не все. Сюда, так же можно добавить гидронимику. Через нашу столицу протекает река, разделяя город на правый и левый берега. Вот и попросите своих знакомых назвать эту реку. Ответ, мягко говоря, будет очень странным и не понятным: одни скажут Есиль, другие – Ишим. И вот мой простой вопрос: «А, правильно-то как»? Такая же несуразица и с другой водной артерией страны. Многие пишут и говорят про реку Ертіс, а другие – Иртыш.
Менее чем через два года после провозглашения Декларации «О государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики», опять же подчеркиваю Казахской и очень быстро вернули нашему городу данное ему его же народом священное наименование Ақмола. И буду прав, почти на все сто, даже без проведения специального социологического опроса или референдума, если скажу: «Вот и восторжествовала справедливость! Все вернулось на круги своя».
К сожалению, оказался недолгим век существования очередного переименования. Оказывается по мнению «знатоков» казахского языка, слово мола в наименовании столицы означает могилу. Минутку, уважаемые! Хочу напомнить, что топонимика это наука, изучающая географические названия: их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение, опирающаяся на географию, историю и лингвистику. И доколе должны говорить об этих незыблемых требованиях топонимики. Наш язык один из великих языков. Наш язык прекрасен и слова многозначны. Так вот, мола на языке наших пращур означала крепость и с приставкой ақ приобретает уже смысл священной крепости. Так, пусть наша столица Ақмола станет воистину несокрушимой крепостью нашего суверенитета на все времена, Аминь!
И поэтому люди не могут понять «жаңа казахстанцев», предложивших вернуть столице ее прежнее название «Астану». И вопрос тут же: «Почему Астана, а не Ақмола? Люди же хотят присвоить нашей столице ее историческое и священное наименование Ақмола и поставить в этом деле, и во всей национальной топонимике точку, раз и навсегда. И если депутаты хотят действительно учитывать вклад Первого Президента в становление и развитие страны, и ее главного города, и что это также будет отвечать запросам и ожиданиям граждан, то скажу попроще. Мнение депутатов не отличается оригинальностью и обоснованностью. Если мажилисмены честны, открыты народу и действительно хотят возвеличить Елбасы, то пусть предложат Назарбаеву Н.А.:
- попросить прощения у народа;
- вернуть народу вкупе со своим семейством и приближенными девяносто девять процентов всего незаконно приобретенного.
Считаю, что совершить этот поступок ему вполне по силам. И тогда это будет, самым богоугодным поступком верующего, каким он и является. И, смею заверить, это будет для Елбасы несокрушимым, вечным памятником и памятью у всего многострадального моего народа.
Хамза Оспанов
экономист, пенсионер, Общественное объединение «SHABYT»
Орфография и пунктуация сохранены, мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Фото использовано с сайта Национальной библиотеки Республики Казахстан.
Оставить комментарий