Если был бы жив, Болат Манашевич Атабаев 14 мая 2022 года мы бы отмечали 70 летний юбилей поистине достойного человека, легендарного художника, борца, и в полном смысле этого слова – бунтаря. Но судьба распорядилась иначе.
Кто он Болат Атабаев? Борец? Диссидент? Идеалист? Оппортунист? Певец? Автор? Актер? Режиссер? Театральный деятель? Мечтатель? Достойный сын своего народа и своего времени,
В зависимости от того, на каком витке времени и жизненных коллизий вас с ним сводила судьба, каждый познавал «своего» Болата, человека, с которым не было легко и спокойно. Ибо это свойство характера никогда не было его отличительной чертой. От покоя тишины ему становилось неуютно и тесно. И он, как бы боясь задохнуться в пучине житейской обыденности, плыл в неизведанное, «прекрасное далеко», увлекая своей горячностью рядом стоящих…
Яркий и талантливый режиссер современности Болат Атабаев отличался оригинальным подходом к работе, своими необычными постановками. Его спектакли удивляли, изумляли, иногда шокировали. Вызывали массу критики. На счету мастера – масштабный, торжественный, многофигурный «Абылай хан», скандальная премьера «Көк бөрі», трагикомический «Суд старух». «Леди Мильфорд – из Алматы», где одну героиню играют пять актрис. Как прогрессивный и постоянно ищуший режиссер на осное «Слов назидания» Абая осуществил символическую драму «Загадочная душа». Здесь он предпринимал попытку передать, как в свое время писал Мухтар Ауэзов «природу Абая, голос Абая, дыхание Абая». Осуществил постановку «Кыз Жибек» в стиле оперы – мюзикль. Все это радовало и ошеломило зрителей, вызывала споры и дискусии среди театральных критиков. Театральный педагог от Бога Атабаев, хотел выработать собственный стиль режиссуры. Но, к сожалению, не успел. Скорее всего, не дали. В «Коварстве и любовь», Шиллера он раскрывает технологию уничтожения личности. Здесь он описывает как строят карьеру и как лезут во власть.
Он известен также как и борец за справедливость не только на сцене, но и в жизни. Более полугода он был вместе с бастующими нефтяниками Жанаозен. Рискуя жизнью, защищал законные права бастующих. Информировал мир о беззакониях режима. Узник совести. Побывал в тюремных застенках Назарбаева. Был вынужден эмигрировать. Но не прекращал борьбу.
Обратимся к некоторым моментам жизни и деятельности мэтра сцены. Студента дипломника Болата Атабаева направили в немецкий драматический театр в городе Темиртау. По существу, это был театр искусственный, эдакое принудительное создание языковой среды из людей, для которых немецкий язык не родной и непонятный. И, конечно, нельзя было обвинять в этом артистов. С ними работали педагоги, но они в лучшем случае понимали смысл своей роли. Язык же не ощущали. Хотя надо отдать должное, что зрители все равно тянулись к этому театру. Дело в том, что он не был похож на остальные. Здесь не «пели» навзрыд, на сцене как в Лермонтовском, не страдали взахлеб, как в Ауезовском. Потому на этой базе мог бы работать экспериментальный или мультинациональный театр. Тема выпускной работы студента Болата была «Коварства и любовь» Фридриха Шиллера. «Работа получилась о любви вообще. На что то большее не хватила ни таланта, ни профессионализма» – со свойственной ему иронией и самокритикой вспоминал он позднее.
А в действительности, выпускник Атабаев сделал спектакль о том, как строят карьеру, как лезут во власть. В качестве декорации у него на сцене, только три стулья, за которые все держатся из последних сил. А чем он не актуален, сегодня?!
Что интересно, на русском беседуют Президент и Крум, чтобы чернь говорящая на казахском их не поняла. А на каком языке сегодня у нас в стране говорят, общаются, обсуждают и принимают решения Президент, страны, Парламант, Министры, АНК, Силовые структуры и акиматы всех уровней? Хотя на самом деле, все всё прекрасно понимают. Но это факт, что русскоязычные казахи получили иное образование и более изощренны в своих попытках достижения власти.
К чему я призываю этим спектаклем? – вопрощает режиссер Атабаев.
И оппозиция, и те, кто на олимпе сидят, и те, кто внизу, все они бьются за власть. Все уверены, что только пробившись на вершину, они смогут что-то изменить. А я думаю по другому. Сейчась надо поднимать народ на борьбу с врагом в себе! Чтобы не было наплевательского отношения к себе и обществу. В Древней Греции слово «идиотис» означало «отшельник», выключенный из жизни общества». Если не ходишь голосовать – идиотис, не интересуешься общественной жизнью – идиотис. Вот мы сейчас повально стали идиотисами. Потому что не верим ни во власть, ни в суды, ни в парламент. И сейчас нам надо работать, чтобы люди понимали свою силу, именно поэтому меня заинтересовала драма «Коварство и любовь».
После Немецкого драматического театра, в разные годы он работал в академическом театре имени Мухтара Ауэзова. Принимал активное участие в работе корейского и уйгурского театров. Создал молодежный мюзикл -театр «Аксарай». Но особая роль в его становлений как ражиссера мирового масштаба, принадлежит, конечно, Немецкому драматическому театру. Как он сам пишет: «Я очень тяжело уходил из немецкого театра. Ведь это мой первый театр, первая любовь!»
Перечислить все, что он создал не представляется возможным, да и нет в этом необходимости. Этим вы ознакомитесь, уважаемый читатель, в процессе чтения книги. Подавляющее большинство его спектаклей, были превосходными, замечательными принесшие ему международный авторитет и уважение. Но своими творениями, он никогда не был доволен. Когда мы друзья обсуждали и хвалить его постановки, а они действительно всегда были классными, он непременно отмечал: «Лучший путь в искусстве: сделал и забыл!»
Актеры, в определенном смысле люди подневольные Они исполнители замысла режиссера и автора пьесы. Хорошо, если попадается режиссер душевный внимательный, чутко настроенный на камертон актерской души… Это особенно важно для начинающих свой творческий путь на сцене. В противном случае, есть опасность, что таланты могут быть не замеченными, не раскрученными, не оцененными и оставаться всю жизнь просто исполнителями. Поэтому разговор о сущности взаимоотношения актеров с режиссером тема не простая. Судя по воспоминаниям его коллег артистов Атабаев был режиссером от Бога.
Без преувеличения его можно назвать первооткрывателем и новатором в театральной жизни Казахстана. Он был против однотипности, одинаковости, схожести. Часто задавал вопрос. Ты можешь представить портрет Абая иначе, чем везде? А Кыз Жибек? У нас есть стандартизированные, исторические личности. Другие не принимаются. Следовательно стандартизировано и наше сознание, восприятие, а это уже путь в некуда. Он разрушил всю эту систему запретов и сумел вывести и Абая и Кыз Жибек в широкую дорогу современного развития.
Именно его символическая драма на основе «Слов назидания» великого Абая «Загадочная душа» («Жұмбақ жан») принес новые поиски театральной среде республики. Посредством этой драмы режиссер сумел доказать, что молчание, движение, взгляд, любая деталь может говорить о многом, олицетворять и передать мощную внутренную силу, глубокое переживание личности. Целью данной постановки была поиск места казахского театра в мировой цивилизации. Он был уверен, что «Слова назидания» Абая занимает достойное место в ряду философско-моралистических произведений авторами, которых являются великие мыслители Франсуа Мора, Вольтер, Жан Жак Руссо, Ян Амос Каменский и другие.
Судьбы многих спектаклей Болата Атабаева были трудными. Тяжелы были пути и дороги на сцену. Отдельные его постановки вызывали ожесточенные споры и дискуссии. После просмотра символической драмы «Жұмбақ жан» («Загадочная душа») поставленный на основе «Слов назидания» Абая, на сцене Карагандинского областного драматического театра имени Сакена Сейфуллина, многие мои коллеги, сокурсники, обратите внимание, доценты и профессора откровенно признались, что не все эпизоды поняли. Поскольку, я сам приглашал режиссера Атабаева в Караганду, принимал непосредственное участие в организационных моментах, часто посещал репетиции, то достаточно хорошо воспринял постановку. Конечно, по отдельным моментам мы спорили, дискутировали, соглашались, отвергали друг друга. Но когда, после просмотра «Жұмбақ жан», передал Болату состояние моих друзей историков, он спокойно сказал:
— Я очень рад, что спектакль не оставляет людей равнодушными. Вызывает споры и дискусси. Да постановка несколько сложная для понимания. Дело в том, что здесь на сцене действуют не конкретные люди, личности, а символы. Поэтому у меня три Абая: Абай человек, Абай поэт, Абай символ — т. е. Абай — флаг, лозунг, монумент. Да, спектакль трудный для восприятия. А это потому – что, он заставляет думать, сопереживать, соглашаться, принимать или отвергать… То есть зритель, из зала выходить не спокойным, не безразличным увиденному, а задумчивым, озабоченным. Вот основная функция театра. Заставлять думать!
Впрочем, можно долго говорить о моем понимании образа главного героя в спектакле «Загадочная личность» созданной по принципу символизма. Именно в этой постановке впервые нашли отражения и дальнейшее продолжение принципы реализма, романтизма, сюрреализма, абсурда продолжил разгавор Болат Манашевич.
Суть в другом: я долго и мучительно трудно работал над этой ролью, над спектаклем. И теперь, когда я слышу, что зрители уходят слегка «подавленные» увиденными на сцене, ошеломленные, я откровенно говоря радуюсь: цель достигнута. Ибо главное предназначение театра заставить людей задуматься, сравнить свою жизнь, свои идеалы, взгляды с другими увиденными на сцене, сопоставить их в пользу высоких идеалов добра и справедливости.
Целью Атабаева была поднять «Слова назидания» Абая на уровень большой Идеи. Он трудился в направлении формирования театральной идеологии Казахстана. В его понимании театр не должен быть местом, где люди смеются, веселяться, переживают, но выходя из зала забывают обо всем. Театр должен быть идеей, которая проникая в сердце, в душу и сознание зрителя оставляет глубокиий, неизгладимый след.
Например, после просмотра его символической драмы «Загадочная душа» у зрителя возникает множество вопросов: А какой мой Абай? А твой? А актер сыграл какого Абая? Каков Абай в понимании режиссера? Что мы понимаем когда говорим Абай? Он, что правила для всех? Он человек? Пророк? Он любить свой народ? А если любить, почему так жестоко его критикует? А если не любить, почему переживает, страдает, болить душа за него? Абая следует познать или необходимо ему приклоняться?
Болат часто вспоминал о том, что в школе его преподаватель по казахской литературе Исжан Алибеков, не уставал говорит: «Ребята Абай – это шанс данный казахам!» И, на вопрос, а как ты пришел к Абаю? Болат отвечал: «Не притти к Абаю невозможно. Человек думающий, мыслящий, человек у которого много проблем, тот кто живя в этом обществе стремится ее понять, человек который стремится изменить что — то без Абая ничего не может сделать. Абай придет на помощь. Не знаю, как я пришел к нему. Абай сам пришел».
Многие современники считают Болата Атабаева выдающимся театральным деятелем и педагогом. И это правда. Но даже спустя годы, грустно вспоминать о том, что ему по финанасовым причинам пришлось закрыть свое детище – театр мюзикль «Аксарай». А ведь этот молодой коллектив покорил зрителей постановками «Кыз-Жибек», «Муха», «Зұлымдық пен Махаббат», «Махаббат аралы». Стал победителем международных театральных фестивалей в Ашхабаде, Шымкенте, Алматы.
Артисты этого сложного театрального жанра имели драматический талант. Умели петь, танцевать, были хорошими гимнастами и акробатами. Мюзикль легко смотрится зрителями, но тяжело дается актерам. Труппу «Аксарай» специально обучали специалисты из России и Германии. Не имея государственного финансирования театр существовал благодаря поддержке меценатов. Часто попадал в критические ситуации. Достаточно сказать, что из 70 человек артистов в штате осталось 32 актеров. А ведь «Аксарай» был единственным творческим коллективом, работающим в жанре мюзикль не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии.
Сорок лет продолжался творческий путь Болата Атабаева. За этот период он осуществил постановку множество спектаклей, воспитал и подготовил большую группу талантливых актеров и режиссеров. Написал немало сценариев поставленных на различных сценах не только Казахстана, но и мира. Отдельные его вещи ждуть своей реализаций.
«Дурак тот, кто думает о будущем мимо настоящего» — часто повторял он. Жизнь человека состоит из прошлого, настоящего и будущего. А мы наблюдая сегодняшнй день, подобно кошке закрываем глаза и думаем о будущем. Ведь, необходимо анализировать настоящее для того, чтобы определить: Что оставить на будущее?!
Много лет активно работая в сфере культуры Атабаев считал, что по существу культура всегда является оппозицией сегодняшней жизни. Если на то пошло вы сами в оппозиции к себе. Наша задача раскрывая, критикуя недостатки общества и человека избавиться от них. Эта одна из функции искусства и культуры,- постоянно тведил он.
Жизнь показывает, что общаясь на языке искусства, всегда можно договориться, достигнуть соглашения. Это очень важно в наше неспокойное время. А современные политики, думают, что те интриги, которые они плетут, — это так сложно, так важно, так ново. Что именно они их придумали. Но почитайте «Эдип царь» — все подобные козни уже были описаны тысячи лет назад! Если бы политики читали, они бы действовали и думали по-другому. Но они ведь не ходят в театр. Частенько сокрушался мастер сцены.
После крушение коммунистической партии, тогда мы с Болатом работали в Темиртау, больше ни в каких партиях не состояли. Но в годы независимости, партий начали появляться как грибы после дождя. И, естественно, они нуждались в таких ярких, умных личностях как Атабаев. И, в шутку и всерьез, он иногда говорил: «Когда меня стараются затянуть в какую нибудь партию, я всегда отвечаю: «Я уже состою в партии – в партии Искусства». Некоторые дотошные, вполне серьёзно спрашивают: «А что? Уже и такую создали?». «Да, — отвечаю. – Четыре тысячи лет назад!»
Театр для меня – это моя жизнь, прошлая, настоящая и будущая часто повторял он. Весь смысл существования театра, его крайней необходимости в век техники и массовой информации вот в чем: вы сидите в зале и на ваших глазах происходит великое чудо – чудо рождения образа, чудо игры. И, которая уже не воспринимается как игра. Чудо личного общения с таким же человеком, как вы, которого волнует те же проблемы, что и вас. Мучает те же заботы и дела будь он Абай, Пугачев, Ричард или кто-то другой из любой, но только хорошей! … Ведь проблемы любви и ненависти, добра и зла, во все времена волнавали и будут волновать людей.
У Атабаева был характер. А власти такие люди не нужны. Поэтому его сначала хотели купить. Предлагали должность вице-министра культуры. Он страшно обиделся и ответил: «А что, я плохой режиссер, что ли?». Затем обещали построить здание театра в любом областном центре кроме Алматы, если туда пойдет работать он. Не согласился. И, у власти остался один путь. Преследовать и выжить. В связи с этим, жизнь его прошла между глубокой любовью зрителей и столь же глубокой ненавистью власти.
Его судьба похожа на судьбу своего любимого героя и кумира Абая. Из истории человечества нам известна участь людей с передовыми взгядами на мир. Сократ приносивший новое мировоззрение грекам погиб от рук своих сородичей. Лермонтов за критику росийского общества был отправлен на ссылку и погиб на дуэли. Автор «Горе от ума» Грибоедов был зарезан в Тегеране. За критику царя Чаадаев был объявлен сумашедшим. Удел Болата Атабаева, политика, мыслителя, режиссера-реформатора аналогична. Испокон веков толпа растаптывает не похожих себе талантов и личностей передовых взглядов. Каждая личность не похожая и не думающая как толпа стоит перед опасностью отвержения. Такая же судьба не обошла и Атабаева.
Сегодня в мире сформированы и функционируют известные школы драматургии: «Школа Шекспира», «Школа Чехова», «Школа Беккета». К этому списку на наш взгляд, можно и нужно включить, относительно молодую, но вполне признанную и перспективную «Школу Атабаева». Ведь как отмечают исследователи, драматургия — эта жанр и синтезная культура. Она смотрит на мир глазами событии, к событии глазами человека, человеку глазами судьбы и бытия, бытие глазами культуры.
Атабаев не уставал повторять. «Театр – это не место воспитания человека. Сцена эта – мировая «кафедра искусства», где оценивается мысль и интеллект. Потому театральное искусство это – сцена вольности. Исходя из этого, он строил планы на будущее и сформулировал мечты.
И мне известны, по крайней мере две его мечты. Поставить на казахской сцене Фауст — Гете. Почему Фауст? Так, это же наш Коркут. Вот вам братания Востока и Запада, восклицал он как-то.
Соскучился по театру! Мечтаю собрать коллег из «Аксарай» и еще раз поставить «Карагоз» Мухтара Ауэзова. Этим бы доказать себя. Не надо ставить сюжет, надо ставить ощущение. Гоняясь за сюжетом, повернули театр совсем другую сторону. Театр превратили в литературу. Хотелось бы театр вернут себе.
Какова личная нравственная ответственность художника перед обществом – за ее недостатки, грехи и несчастья? Может ли творческий человек дистанцироваться от проблем своего общества и заниматься «чистым искусством»? Является ли слово и художественный жест действенными средствами борьбы с грубыми институтами насилия и принуждения? Ответы на эти и много других вопросов, дает жизнь, деятельность и борьба режиссера, общественного деятеля и героя Болата Атабаева.
Не для красного словца, мы здесь использовали, слово герой. За свою многолетнюю борьбу против тоталитарного режима, за активную поддержку нефтяников Жанаозен, Болат Атабаев достоин, присуждения ему посмертно высокого звания «Халық қаһарманы». Было бы жестом уважение его труда и памяти, если установить для режиссеров победителей, специальную премию его имени.
После закрытия театра «Аксарай» ученики Атабаева трудятся в различных театрах республики и зарубежья. К сожалению, в подготовке актеров, в организации сцены и постановки в Атабаевском стиле продолжает работать лишь один Астанинский частный театр «Синтез». Театр не имеет собственного здания. Но в восьмидеяти местном небольшом зале, постоянный аншлаг. Астанинцы уже полюбили эту сцену. Режиссер, ученик и последователь Болата Атабаева, продолжатель его системы подготовки кадров Мухтар Болат. Он настроен оптимистично. Его молодые артисты успешно осваивают секреты сложного Атабаевского стиля и жанра, азы драматического таланта. Умеют петь, танцевать. Проявляють себе хорошими гимнастами и акробатами. Как уже было сказано, мюзикль легко смотрится зрителями, но тяжело дается актерам. Если Министертво культуры страны поддержить, быть достойному театру имени Болата Атабаева!
А зритель! Он везде одиноко. Своего зрителя надо формировать. Здесь все зависит уже от режиссера, от театра, от актеров: сумеют себя показать — будет и успех. Жить, работать, творить, радоваться победам, мужественно переживать неудачи – в этом и был смысл жизни Великого режиссера Болата Атабаева.
Историк, профессор, Абдижаппар Абдакимов
Оставить комментарий