«Салафитско-вахабитское религиозное течение должно быть запрещено”. Интеллигенция опубликовала открытое письмо на имя Президента

Интеллигенция направила письмо на имя Президента, передает корреспондент «Адырна».

 Открытое письмо

Президенту РК г-ну К.Ж. Токаеву

Председателю Сената Парламента РК г-ну М. Ашимбаеву

Председателю Мажилиса Парламента РК г-ну Е. Кошанову

Генеральному прокурору РК г-ну Б. Асылову

Председателю КНБ РК г-ну Е. Сагимбаеву (от себя)

В нашей стране набирают силу религиозные и радикальные направления. В последнее время они даже стремительно развиваются. Свидетельством тому является тот факт, что специальные нападки совершаются на наши национальные ценности и национальные особенности. Если правительство впредь не примет конкретных мер, будет уже слишком поздно. Более того, Узбекистан и Кыргызстан начали запрещать салафитско — ваххабитскую идеологию. Узбекистан даже принял Закон. Если государство не примет в нашей стране специальный Закон, то в Казахстан хлынут представители негативных религиозных течений из соседних стран.

Поэтому решение о принятии Закона поддерживается большинством. В наши дни родственники, молодые люди, даже члены одной семьи ссорятся друг с другом по религиозным вопросам и не могут сидеть за одним столом. Последствия расчленения нации окажут огромное влияние на национальную безопасность.

Власти должны строго контролировать поступление салафитов, гюленистов, сулейменитов, коранистов, суфиев, а также представителей других религиозных сект на любую форму государственной службы.

Мы также должны подчеркнуть, что негативные религиозные течения запятнают имя Ислама. Политики, ученые, преподаватели, поэты – писатели, журналисты, художники, общественные деятели в целом направляют Вам следующие предложения по доработанному законопроекту:

  1. Запрещено ношение хиджаба, паранджи (закрывающего лицо) в общественных местах
  2. За теми, кто носит в салафитском знаке бороды без усов и короткие волосы, следует строго следить
  3. Необходимо запретить государственным органам, полугосударственным организациям, аффилированным с данным учреждением, заниматься религиозной пропагандой. Это происходит потому, что каждое учрежден е ведет свою собственную пропаганду, не зная какое направление является правильным. Это противоречит Закону. Молодые люди с ясным умом и добрыми намерениями попадают в ловушку провокационных группировок, даже не осознавая этого. Если есть государственные чиновники, которые заинтересованы в интересах религиозных направлений, они должны уйти в отставку.
  4. Необходимо положить конец пропаганде в социальных сетях различных религиозных течений, угрожающих национальной идеологии. В частности, необходимо строго контролировать пропаганду негативных религиозных движений в социальных сетях. Проповеди в социальных сетях необходимо проверять.
  5. Различные религиозные движения поддерживаются из – за границы. Их финансовые источники должны быть идентифицированы, а иностранные способы финансорования должны быть запрещены. Мы требуем, чтобы Комитет Нац. Безопасности предприянл смелые действия.
  6. За последние 30 лет национальная идеология сменилась религиозной, а молодые люди теряют свои корни, свое происхождение и национальную идентичность. Именно поэтому нербходимо принять специальную государственную программу развития национальных ценностей. В этом контексте должна проводиться системная и конкретная работа.
  7. Именно наука и образование, а не религия будут развивать страну. Необходимо изучать методы привлечения и интереса молодежи к науке и образованию, системно реализовывать проекты, продвигающие науку и образование.
  8. Сегодня поле идеологии пустует, и его место занимают лидеры различных религиозных течений, проповедники. Блогеры, певцы и проповедники становятся образцами для подражания у молодежи. Это место должны занять ученые, историки – этнографы, бизнесмены, трудящиеся в целом. В этом направлении должны быть специально реализованы проекты и организованно мобилизованы все СМИ.
  9. Ежегодно в нашей стране интенсивно строятся мечети. В некоторых случаях ощущается государственная поддержка этих строительных работ. Далее, вместо мечетей, должны быть построены детские сады, школы, университеты и общежития. Детских садов не хватает, количество, стоящих в очереди, неисчислимо. В школах дети учатся в 2-3 смены. Вопрос университетских общежитий также очень актуален. Возможность жить в общежитии имеют только студенты, обучающиеся на 1 курсе. По данным прошлогоднего отчета, только 40% первокурсников Алматы имеют общежитие. А мечети используются только один раз в неделю, да и то в пятницу днем. А молодые люди, которые должны получать науку и образование, вынуждены работать вместо учебы, чтобы платить за аренду. Необходимо обеспечить их полноценным жильем для полноценного обучения. Предпринимателей следует поощрять к строительным работам в этом направлении. Нужна поддержка государства.
  10. Запретить встречи с представителями религии в государственных учреждениях, вузах, школах, особенно в спортивных школах. Вместо них лучше увеличить встречи с историками – этнографами, учеными и рабочими. В этих учреждениях также должны быть запрещены религиозные церемонии и религиозные мероприятия. Голодных студентов кормят в общежитиях, а проповедники легко заманивают их в свою секту. Такая ситуация продолжается и по сей день. Две мечети в каждом селе. Обе пусты. Только по пятницам собираются люди. И центров культуры в этих селах нет. Дороги плохие. Каждое лето дети купаются и тонут в реках. Безопасного бассейна нет.
  11. Телеканалы типа Талим ТВ и Халык Арна следует закрыть, а вместо них открыть больше телеканалов о науке и образовании. Религиозные программы в государственных СМИ, таких как Казахстан и Казахское радио должны быть закрыты и заменены научными проектами. Эти программы уже работают против Закона. Государство не должно инвестировать в религию. Необходимо добиться того, чтобы религиозные проповеди произносились только в мечетях и медресе.
  12. Необходимо установить контроль за средствами, поступающими от пожертвований и закята мечетям через открытую систему. Потому что вполне возможно, что средства страны будут использованы для финансирования каких – то террористических организаций и радикальных группировок. Люди также имеют право видеть, как расходуются их средства.
  13. Салафиты в сфере спорта должны выявляться и строго контролироваться. Надо понимать, что салафиты в спорте готовят «войска халифата». Чтобы прекратить эксплуатацию в сфере спорта, необходимо посеять семена национальной ценности среди спортсменов, развивать общественный спорт, построить большое количество спортивных комплексов в школах.
  14. Следует остановить развитие салафизма в тюрьмах. Национальные ценности лучше использовать как средство воспитания в тюрьме. Нельзя ни на минуту забывать, что находящиеся в тюрьмах представители салафитского движения – это полноценные «армии халифата». Это большая угроза национальной безопасности. В эти дни открыто говорится, что молитвенники в тюрьме берут под свою защиту педофилов и насильников и заботятся о них.
  15. Информация о появлении экстремистов открыто распространяется среди военных. Профилактическую работу следует проводить среди полиции, таможенников, специалистов в области общей правоохранительной деятельности, военных. Следует уделять внимание преподаванию национальной истории и традиций, песен о героях, развитию патриотических качеств.
  16. Религиозные книги следует представлять только после порторной фильтрации, исследования и оценки. Любая книга, распространяющая радикальные идеи, должна быть запрещена в книжных магазинах и удалена из библиотек.
  17. Молодежи до 18 лет, не знающей правого и левого, строго запретить посещение мечети. Дети школьного возраста должны уделять приоритетное внимание школьному образованию. Соответственно, медресе нужна новая система, которая будет принимать студентов только после изучения школьной программы. Это связано с тем, что в медресе упор делается на религию, а общие знания, необходимые человеку, не преподаются должным образом. Поэтому муллы произносят непонятные и нелогичные проповеди.
  18. Необходимо постоянно повышать уровень знаний имамов. Их следует обучать национальной истории, традициям, фольклору и другим национальным ценностям. Им необходимо проходить курсы естественных наук и повысить свою грамотность.
  19. Повышение правового статуса женщин. Согласно концепции «талак», социальные права женщин нарушаются. Их следует внести в список и проверить здоровье. Государство должно оказывать медицинскую и психологическую помощь. Наказание для мужчин. Которые бросают своих дочерей, сказав «талак», должно быть ужесточено. Браки в мечети должны заключаться строго только при наличии свидетельства о браке, выданного государством. Также следует оказывать поддержку детям матерей, пострадавших от развода. Оказывать психологическую помощь детям.
  20. Положение с религиозной ситуацией в стране очень сложное. Именно поэтому на повестке дня стоит выделение Комитета по делам религии в составе Министерства культуры и информации и создание независимого Агентства по делам религии. Сегодня есть и те, кто скептически относится к светской позиции сотрудников Комитета по делам религии. В штате Агентства должны быть квалифицированные и доброжелательные руководители и специалисты, занимающие светскую позицию в соответствии с Законом. Членов некоторых течений нельзя туда допускать и реализовывать свои интересы. Здесь должны развиваться исследования, экспертиза, проекты и проводиться обучение. Конечно, специалисты здесь должны быть подготовлены на высоком уровне, регулярно отбираться и рекомендоваться руководству региональных акиматов.
  21. Сегодня в стране увеличивается количество частных. Религиозных детских садов. Обеспечивается тайное религиозное образование. Есть также много религиозных благотворительных организаций для детей. Практически все родители, находящиеся в сложной социальной ситуации, отдают своих детей в подобные благотворительные учреждения. Эти учреждения финансируются турецкими религиозными движениями. Прошли десятилетия с тех пор, как радикальные течения открыли приюты и начали систематически обучать детей посредством религии. Возможно, они совершили грабеж и столкнулись с армией во время январского инцидента.
  22. В эти дни проповедники оскорбляют казахские национальные музыкальные инструменты, такие как домбра и сакральные понятия казахской нации. Оскорбление наших национальных ценностей, любые оскорбления, любые посягательства на нашу духовную культуру должны быть запрещены законом и наказываться крупными штрафами. В заключение хотелось бы вспомнить великое высказывание Мухтара Ауэзова : «Хочешь быть страной – почини свою колыбель». За этим словом кроется огромное значение того, что должно прославляться национальное образование. Начиная с детского сада, должны осуществляться масштабные проекты и фундаментальные работы по пропаганде национальных ценностей, знаний и науки, привитию их молодому поколению. Если мы не будем действовать сегодня ради будущего страны, завтра будет слишком поздно!

Это открытое письмо подписали более ста человек: ученые, политики, общественные деятели, артисты и деятели культуры, писатели, поэты, журналисты, ветераны и просто неравнодушные люди.   Моей подписи под этим письмом нет, о буду считать, что этой передачей я тоже подписался.

Муллы в роли моральных авторитетов: нужно ли с этим мириться?

Если немного продолжить разговор на эту тему, то следует сказать, что тревожную тенденцию клерикализации общества в нашей стране никто не будет отрицать. Сегодня мулла превращается в важную фигуру на самых разных мероприятиях. От свадеб, неке и юбилеев до похорон и поминальных обедов. Муллы, с широкими и лоснящимися от сытой жизни лицами, потихоньку берут инициативу в свои руки.  Особенно это стало заметно на асах, поминальных обедах, когда мулла, часто молодой, начинает 20-30 и более минут учить жизни людей. Забывая, что людям его болтовня не интересна, они не муллу пришли слушать. А во – вторых, на асах много пожилых людей и чему этот мулла может их научить.

Однажды на одном из таких асов, один мулла особенно разошелся и начал Назарбаева хвалить и желать ему много здоровья и лет жизни.  После аса я к нему подошел, сфоткал его и спросил: «Айналайын, молдакен, ты что, политработником заделался? В армию иди служи, а здесь что – то ты разговорился. А Назарбаева зачем славишь? Или он тебе приплачивает? Я твое фото с твоими словами в сетях размещу. Он побледнел, начал извиняться, больше это не повторится. А позже я видел, как он садился в джип и ему туда заталкивали свернутый ковер.

Мы сами их делаем такими, лебезим перед ними, подарками заваливаем, деньгами. Они и наглеют! Я не против них в целом. Но давать им волю и первую роль, и деньгами осыпать – я категорически против.

Казактын осындай макалы бар:

Молланын айтканын iсте, iстегенiн iстеме! 

Я помню. Как мои студенты из Алжира, рассказывали, что у них быть муллой, это значит обречь себя на очень скромный, если не сказать бедный образ жизни. Т.к. они получают от государства маленькую зарплату и плюс должны давать своим образом жизни показывать пример скромности и служения Аллаху. А это довольно высокие стандарты нравственности и скромности. Поэтому у них молодежь особо не стремится стать муллой. А у нас? Мулла – это сытость и удовлетворенность жизнью, по крайней мере, такие мысли приходят в голову, глядя на их широкие, сытые и блестящие лица.  Казактар айтады:

Олендi жерде мал семiредi, олiмдi жерде молла семiредi

Эти же студенты говорили мне (правда это было лет 25 назад, может ситуация уже изменилась), что частенько муллы говорят непонятно что. А вы молчите, т.к. ничего не понимаете, а они этим пользуются. Но, что меня удивило больше всего. Это, когда они сказали, что не ходят в мечети, где мулла казах. Я был сильно удивлен! Чем же вам казахи не угодили, чем они плохи!?

Там, где мулла казах, там главное деньги!  Там все о деньгах! Там торде сундук для денег стоит! Куда же вы ходите? Есть небольшие мечети, где мулла татарин, узбек или чеченец, там такого нет, ходим туда, был ответ, хоть они и далековато находятся. Мне трудно было что-то возразить, но очень стало стыдно.

Сегодня муллы уже совсем берега теряют. Учат как жить. Как жениться, как разводиться, как детей или жену воспитывать. Как жену наказывать и прочие наставления. А мы слушаем, открыв рот и подарками платим с деньгами. Болтовни и трескотни от них много, важности и гонора еще больше, а реальной глубины знаний и высокой духовности или мало, или вообще нет. Я уж не говорю о личном высоконравственном примере, который они должны показывать. Его вообще нет.

У меня вопрос? Они собирают огромные суммы денег. В интернете была цифра десятки миллионов долларов в год, доходит и до сотни. А много ли мы знаем примеров благотворительной или миссионерской деятельности наших мулл? Много ли от них реальной помощи нищим, обездоленным, больным и нуждающимся людям? А разве не должны они сообщать обществу сколько они собирают денег, «питир» и куда эти деньги идут?

И ведь эти процессы не случайны! Мы сами во многом виноваты! Разве не наша вина в том, что падает общий уровень культуры, образования, нравственности, наконец, в нашем обществе. Ведь никакая религия никогда не заменит образование и культуру! В нашей стране сегодня наблюдается обратная зависимость. Чем больше мечетей и мулл, тем ниже культура и образование.

Уже и хиджаб хотят на девушек надеть! Казашка всегда была самой свободной и независимой на Востоке. Имела равные права с мужчиной и сидела с ним за одним столом. Зачем же нам арабские традиции, когда наши ничем не уступают, а во многом превосходят арабские?

Уже и домбру некоторые называют «харамом»! это кем надо быть, чтобы такое говорить? Домбра – это душа казаха! Его радость, его песня, его степь и свобода! Как мне один приятель написал: «Домбра может передать не только топот бегущих лошадей и запах ковыли, но и грусть Парижа!» Не будет домбры – не будет и казаха!

Нам надо возводить в культ знания, культуру, науку, будущее наших детей.  Мы – светское государство и мулла должен знать свою роль и свое место и не лезть с поучениями. Иначе никакого прогресса в стране не будет, и мы останемся на обочине развития в 21 веке и станем отсталой страной с господством имамов и мулл.

Я не отрицаю религию как инструмент духовного развития общества и граждан, но настаиваю на том, что главными должны быть принципы светского государства.

Именно поэтому я двумя руками поддерживаю открытое письмо неравнодушной, болеющей за будущее нашего народа, общественности президенту РК.

Подписавшие:

Торегельды Шарманов, академик НАН, д.м.н., профессор, президент Казахстанской академии питания
Досмухамед Кишибеков, академик НАН
Оразалы Сабден, президент союза наук Казахстана, лауреат Государственной премии РК, академик
Ермурат Бапи, депутат Мажилиса Парламента РК, журналист, общественный деятель
Казыбек Иса, депутат Мажилиса Парламента РК, поэт
Абзал Куспан, депутат Мажилиса Парламента РК, юрист
Ринат Зайитов, депутат Мажилиса Парламента РК, поэт-айтыскер
Самат Нуртаза, депутат Мажилиса Парламента РК
Баян Ракишев, академик НАН
Ясин Узаков, заслуженный изобретатель Советского Союза, академик, Д. и. н., профессор
Хангельды Абжанов, академик НАН, доктор исторических наук, профессор
Тишикбек Абдикакимович, поэт, лауреат Государственной премии РК
Зейнеп Ахметова, писатель-этнограф
Багдат Муптекеевна, этнограф, исполнительный директор Федерации беркутчи » Қыран»
Толеген Букиров, к. и. н., Почетный металлург РК, Почетный гражданин Карагандинской области и города Жезказган
Султанали Балгабаев, писатель, драматург, заслуженный деятель РК
Бабакумар Кинаятович, этнораф, кандидат исторических наук
Абдрашит Бакирович, этнограф, философ
Бердалы Оспан, этнограф, культуролог, музыкант
Мухтар Тайжан, политик, экономист
Султан-Хан Аккулы, алашевед, алихановед-ученый, международный журналист, директор Научно-исследовательского института «Алаш»
Каирбек Кеменгер, заведующий кафедрой казахской литературы Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, кандидат филологических наук
Канат, Айткуль Кудайбергеновы, заслуженные артисты РК, кавалеры ордена » Құрмет
Советказы Нурсилла, общественный деятель
Ахметбек Нурсила, предприниматель, мотиватор
Ерлан Толеутай, искусствовед, певец и композитор
Канат Иона, актер, певец, поэт, драматург
Жарылкап Калыбай, журналист, общественный деятель
Ерзат Карибай, биолог, историк
Алмас Мустафа, мастер ремесел, художник, директор Центра мастеров » Дала сазы»
Кусмиля Нуркасым, литератор, государственный деятель
Жанузак аким, экономист, общественный деятель
Ерболат Баят, профессор Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова, доктор PhD, поэт, писатель, литературовед, фольклорист
Байбота Кошым-Ногай, поэт, лауреат Международной литературной премии «Алаш», кавалер ордена » Құрмет
Аманкос в школе, тюрколог, кандидат филологических наук
Таттигуль Картаева, этнораф, профессор КазНУ им. Аль-Фараби
Тауке Алтынбеков, доктор технических наук
Айгуль Орынбек, член Национального учредителя при Президенте, правозащитник, юрист
Орынбасар Жанибеков, общественный деятель
Рамазан Курманбаев, председатель Ассоциации жертв голода
Еркінин Ракишев, режиссер, общественный деятель, депутат маслихата города Алматы
Адай Абдильдинов, председатель ОЮЛ «Казахстанская ассоциация анимационных студий»
Жумаш Кенебай-Кокбор, общественный деятель, поэт, публицист
Султан Ераулет, независимый журналист
Нурлыбек Куанбаев, председатель организации «Общество Желтоксан»
Муратхан Шокан, поэт, председатель Общественного фонда » Тұлған-Достык»
Шынкуат Байжанов, юрист
Сабит Июльдебай, кандидат исторических наук, директор Центрального государственного архива РК
Деренбек Нысанбаев, врач-кардиолог, доктор PhD, к. м. н.
Рустем Ашетаев, общественный деятель
Айдархан Даулыбаев, мастер спорта, чемпион по боксу среди военных Советского Союза
Асет Туяков, ветеран Афганской войны, Почетный архитектор
Куаныш Оспан, поэт, директор Акмолинской областной универсальной научной библиотеки имени Магжана Жумабаева
Арман Нурмухамедов, историк, журналист
Абылайхан Ашимхан, поэт, член Союза писателей Казахстана
Аян Кажыбай, профессор-ассистент кафедры «казахский язык и литература» Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова, к. ф. Н.
Бауыржан Рамазан, член Общественного фонда «Жебе»
Сержан ериков, блогер, видеооператор, монажер, основатель студии «S-studio»
Нурислам Абдил, театровед, художественный руководитель Акмолинского областного казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Кусаинова
Берик Атаев, преподаватель Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова, магистр
Абитуриент Уалиев, старший преподаватель Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова
Болат Боранбай, кандидат филологических наук, ассоциированный профессор Кызылординского университета имени Коркыт ата
Болат Наукенович, общественный деятель
Каким Хасамбай, актер, режиссер, педагог
Мерген Токсанбай, директор Акмолинского областного филиала Союза писателей Казахстана, председатель Общественного объединения «Рух-Алдаспан», эксперт Управления культуры Акмолинской области
Куат Ахметжанов, журналист, блогер, диктор
Онгар Кабден, поэт-айтыскер, блогер
Маргулан Ермаганбетович, общественный активист, директор Фонда BasQaru
Думан Рамазан, писатель, драматург, » мечта Абылайхана»,
Автор драм «Джучи»
Омир Шыныбекулы, педагог, обладатель нагрудного знака Ы. Алтынсарина
Айман Сагидолла, учитель, общественный деятель
Серик Малиев, журналист, директор портала » Алтын Орда»
Айбар Олжай, PR-специалист
Амангельды Кеншиликович, критик, лауреат Международной литературной премии «Алаш»
Бахыт Беделхан, поэт
Умиржан Абдыкалик, писатель, руководитель интернет портала » Араша»
Канат Абылкаир, писатель
Арман Аубакир, журналист, президент общественного фонда НЭП » Адырна»
Жумат Кунанбай, ветеран Службы охраны президента, ветеран Афганской войны
Турарбек Кусаинович, религиовед, правозащитник
Бейбит Молдахметович, директор Центра» Social project management»
Бугибек Сандуов, художник-дизайнер, ветеран Афганской войны
Дуйсен Маглумов, Заслуженный деятель Казахстана, журналист, писатель
Шакен Турар Саттаровна, директор ОО «Кара Шанырак», член Союза журналистов РК
Серик Сарсекеев, председатель филиала» Астана «общественного объединения» Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта», кандидат медицинских наук
Толкындат Тулешов, полковник запаса, преподаватель Национального университета обороны
Айгуль Болатхановна, журналист
Бауыржан Карагузович, поэт, руководитель портала » Мәдениет»
Алихан Жаксылык, писатель-драматург
Нурсауле Толқын, поэт, сценарист
Асхат Касенгали, политолог
Журналистан Толек, журналист
Нургельды Абдиганиулы, Abai.kz главный редактор информационного портала. Лауреат Международной премии ТЮРКСОЙ
Ерлан Елеу, поэт, врач, предприниматель
Талас Оразбай, мультипликатор, руководитель киностудии Quantfilim
Роза Асанова, научный сотрудник НИЦ имени Коркыт ата КазНУИ
Жибек Досыбаева, учитель-ветеран
Доспехи Раби, пенсионер
Оспан кажы Сулейменович, общественный деятель, педагог-просветитель, Ветеран труда, обладатель ордена «Знак Почета», деятель культуры, поэт, композитор, кюйши
Адилет Амангельды, учредитель ОО» Кара Шанырак»
Сандугаш Нурканова, учредитель ОО» Кара Шанырак»
Алтынай Танирбергенова, учредитель ОО» Кара Шанырак»
Кажымурат Насиулы, академик Академии истории и общественных наук, учитель-ветеран, Отличник образования РК, краевед-летописец
Отеген Айшуаков, член ОО «Национальный интерес», член ОО » Совет столичных танцев»
Бакытгуль Карибай, учитель-пенсионер, пропагандист наследия Коркыт бабы
Фанида Нурбаева, обладатель медали И. Алтынсарина, руководитель народного ансамбля ветеранов » Есиль толқындары»
Сандугаш Сейдахметова, деятель культуры, ветеран библиотечного дела РК
Асемгуль Кулымбетова, обладатель медали И. Алтынсарина
Ерол Бейльхан, поэт, писатель, член Союза писателей Казахстана, отличник культуры, академик Международной академии поэзии
Тлеугалы Амиртаевич, учитель-ветеран, член Международного Союза писателей, член Союза журналистов Казахстана,
Заслуженный работник образования Карагандинской области
Никанбай Омарханов, Отличник сельского хозяйства РК, член Карагандинского областного Общественного совета, общественный активист
Тунгышбай Мукан, Отличник образования РК, отличник культуры РК, член Союза журналистов Казахстана, краевед, общественный деятель
Аңғар Смагулов, Ветеран труда, писатель, краевед, летописец, член Союза журналистов Казахстана, общественный деятель
Сакен Келдибаев, пенсионер, общественный деятель
Турар Шакен, историк-этнолог, директор РОО «Кара Шанырак», член Союза журналистов РК
Асмагуль Кулымбетова, учитель-пенсионер, обладатель медали И. Алтынсарина
Сагиныш Сейдахметова, деятель культуры РК, ветеран библиотечного дела РК
Фанида Нурбаева, обладатель медали И. Алтынсарина, руководитель народного ансамбля ветеранов » Есиль толқындары
Бакыткуль Карибай, учитель-пенсионер, пропагандист наследия Коркыт баба
Бибисара Аубакировна, академик АН РК, доктор психологических наук, профессор, член казахского психологического общества, заслуженный работник Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова
Куляш Ахметова, доктор филологических наук, профессор, супруга Турсынбека Какишевича
Умар Жалелович, абаевед
Курмангазы Рахметов, общественный деятель, декабрист