Знакомые герои старинного казахского эпоса предстают перед зрителями в аутентичном виде. Трагическая история о двух влюбленных, которым не суждено было быть вместе из-за междоусобных распрей и интриг, передана благодаря неповторимому сочетанию традиционной этнографии и лирических фольклорных мелодий. Романтическая поэзия из древнего эпоса представлена в виде театрального действия в трех актах. Монохромные, белоснежные костюмы и декорации ассоциируются с облаками, юртами, лебедями, расположившихся на территории бескрайних степей. С первых минут бросаются в глаза остроконечные головные уборы, табло со светодиодной бегущей строкой.
Общий тон повествованию задает печальный, пронзительный монолог Базарбая о смерти детей, когда глава семейства в исполнении Нуркена Отеулова держит в руках пустые кроватки для новорожденных (бесік). Интересно, что в новой постановке главных героев Жибек и Толегена играют сразу несколько артистов. Актерские дуэты тонко прочувствовали разные эмоциональные состояния своих персонажей, именуемых «казахскими Ромео и Джульеттой». Аяужан Малгаждарова, Жасулан Ерболат, Акмарал Танабаева, Олжас Жакыпбек сыграли влюбленных отменно. Актрисы Акмарал Танабаева и Аяужан Малгаждарова несомненно обладают яркой индивидуальностью, шармом и обаянием. Взоры публики привлекли их сладкие речи, гордость и своенравие, которые раскрываются во множестве диалогов и монологов. Акын Шеге, которого сыграл Касымхан Бугыбай вдохновенно воспевает красоту и грацию местной красавицы. Но коварный соперник главного героя Бекежан — яркий, дерзкий и харизматичный персонаж, которого сыграл Куандык Кыстыкбай стал непреодолимой преградой на пути любви. Высокомерием и хвастовством он тщетно старается добиться благосклонности Жибек. К слову, в отличие от других постановок Бекежан из-за ревности не стал стрелять в спину Толегену, а вступил с ним в поединок. Однако отсутствие батальных сцен только навевает тихое спокойствие и умиротворение. Светлые чувства и переживания главных героев отражены через формы песенного жанра. Лирические мелодии в сопровождении оркестра под управлением Ерлана Бейсембаева стали украшением сценического представления. Легендарная песня «Гәкку» вызвала волну ностальгии по эталонному воплощению образа степной красавицы Жибек в интерпретации легендарных звезд кино и оперы, таких как Меруерт Утекешева, Нуржамал Усенбаева и Майра Мухамедкызы.
Стоит отметить, что в 1934 году была поставлена первая казахская опера «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского. Спустя почти столетие жемчужина национальной музыкальной культуры, давно ставшая национальным достоянием, не перестает удивлять новыми красками и смысловыми оттенками. Либретто, написанное к опере Габитом Мусреповым наряду с авторской интерпретацией Жусипбека Шайхисламулы, было адаптированы для сцены Мирасом Абилем и Ляззат Алпысбаевой.
По словам режиссера Алибека Омирбекулы, подготовка к премьерному показу длилась более полугода. Всего над масштабной постановкой в театре трудились более 120 человек. Тем не менее, долгий, более четырехчасовой хронометраж спектакля может быть непривычен для зрителей.
«Мы решили вспомнить о том, как зародилась первая казахская опера «Кыз Жибек». Это произведение изначально существовало в оперно-драматическом жанре, поэтому для меня было принципиально важно совместить эти два начала. Символично, что мы предложили актерам некоторое время почувствовать себя оперными певцами. Надеемся, что это позволит зрительской аудитории вернуться к истокам и с новой стороны посмотреть на бесценное достояние нашей культуры», — резюмировал он.
Новое прочтение классики в экспериментальной варианте может вызвать оживленные споры, к чему должен стремиться современный театр.
Оставить комментарий