Казахская церемониальная культура

14 этюд. А.И.Левшин (нач. ХІХ в.) о церемонии «Хан сайлау»
«Как скоро, в назначенное для сего время и место начнет собираться народ, тотчас открываются частные совещания, тотчас составляются маленькие круги для решения, кого избрать себе главою и кому поручить быть представителем каждой толпы в Верховном Совете знатнейших представителей народных? Когда число прибывших на выбор сделается довольно велико, назначают решительное общее собрание и расстилают рядами ковры и войлоки, на которых султаны, старейшины, бии и родоначальники садятся по старшинству в знатности или власти, а простой народ становится за ними сзади. Начало сего заседания, как и везде, тихо, а окончание всегда шумно. Почтеннейшие по летам и опытности открывают оное, смелейшие оживляют, сильнейшие дают направление и, наконец, все вместе производят споры, которые продолжаются дня два, три и более. Когда же хан избран, несколько знатных султанов и старшин идут обьявлять ему о том, сажают его на тонкий белый войлок и, подняв на головы свои, опять опускают на землю. Тут на смену их с стремлением бросается народ, также поднимать нового повелителя своего и качать его несколько времени при громких восклицаниях и криках. В заключение войлок, служивший вместо трона, а иногда самую одежду ханскую разрывают на мелкие части, и всякий старается унести с собою какой-нибудь из них лоскуток, как памятник того, что он был участником выбора»
(Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. Ч.3. СПб.1832, с.347 )

***
17 этюд. Церемония избрания хана- Хан сайлау салтанаты
В казахской политической системе существуют традиции берущие начало с древнейших времен. Основное правило наследования верховной власти таковы, что она передается от старшего брата к младшему брату. Для чего в обычном праве существует целый набор норм регулирующих так называемые «жол» т.е. права наследования. До сих в отдельных регионах где еще действуют традиции родства можно услышат выражения типа «менің жолым» т.е. мое право. Причем «жол» никак не учитывает календарный возраст человека, он регулируется только генеалогическими отношениями и зависит от места человека в иерархии системы родства.
Церемонию избрания старшего хана мы проиллюстрируем на примере избрания Абылай хана и опираясь на источники ХVІІІ века, для чего нам необходимо сделать небольшой экскурс в сложные исторические обстоятельства того времени. Как известно, 20-30-е гг. ХVІІІ века для казахов выдались тяжелыми. Внешняя неблагожелательная и враждебная ситуации не были единственными в ухудшения положения казахского народа. Внутренние раздоры, несогласованность в действиях чингизидов и родоправителей, самоуправство многих предводителей серьезно ослабляли социальные и политические проблемы народы. Ханская орда в Туркестане после ойратско-калмыцкого нашествия так и не оправилась и не могла служить обьединяющим фактором. По древним традициям если собираются представители всех трех казахских жузов, то оно должно проходить в Туркестане у мавзолея Ходжа Ахмада Йассави на возвышенности Куль тобе. Там же казахи поднимали старшего хана на белом войлоке, символизирующего что он правитель от Бога. Избранного на ханскую должность чингизида выкупали на молоке светлой масти кобылиц, на пир по поводу избрания хана резали самцов животных серой иди синей масти с обьязателной белой отметиной на лбу. Предварительно представители народа обмакивают свои пальцы на свежую кровь жертвенных животных и на крови произносят свои клятвы о верности избранному хану.
Состоялся ли разговор о большом троне казахов в собрании 1734 года, когда в Баянауле состоялись торжества по случаю Абылая султаном нам неизвестно, но то что с того года начинается выдвижение вперед Абулмамбет султана сына Болат хана и внука Аз Тауке происходит отчетливо. В эпическом наследии казахов в качестве одного из основных опекунов Аблая в этот период называется именно имя Абулмамбета. По некоторым сведениям в 1736 году Самеке хан еще жив. В «Дневнике» К. Миллера есть упоминание о том, что он в 1738 году встречался с Абулмамбетом который приехал в Туркестан для того чтобы вместе с Нияз аталыком обсудить процедуры связанные с престолом. Нияз батыр руководил многие годы работой Ханской администрации (орда) в Туркестане и заслуженно пользовался титулом «аталық» (в русских источниках «дядька хана»). К.Миллер, будучи в Туркестане во главе злополучного торгового каравана, имел случай близко наблюдать за аталыком и свои соображения докладывал В.А.Урусову. Во время торжественного обеда по случаю приезда казахской делегации в Оренбург в 1740 году секунд-майор подошел к аталыку Нияз батыру со стаканом водки. На его предложение «Почему не выпить и повеселиться?» Нияз аталык ответил, указывая на одного из знатных батыров, уже сидевшего навеселе: «Я –де лучше хочю мертвым быть, нежели с ним равняться». Он же в беседе с генерал-лейтенантом В.А.Урусовым говорил о правилах престонаследия у казахов, приведем его слова «ханы всегда и по наследству и по ближайшей линии избираются, разве-де когда ближней салтан к ханскому правлению неключим будет, то избирают другого, хотя не так блиского, да достойного». Нияз аталык упомянул о многих старинных ханах казахов и довел генеалогию правящего рода до Абулмамбета. В протоколах этой встречи его называли «киргиз-кайсацкой Средней орды знатнейшая старшина Ниаз батыр, о котором известно, что он во время Шемяки-хана в Туркестане великую силу имел, а по смерти его Туркестаном управлял и Абулмамбета на ханство утвердил». Таков был Нияз аталык.
Так, в следующем в 1739 году Абулмамбет был избран старшим ханом казахов в Туркестане. Исходя из этого мы можем предположить, что Самеке хан умер в 1737 году. Следует в качестве дополнительных аргументов учесть несколько собрании проведенных Абулхаир ханом в 1737 году. В них наряду с представителями Младшего жуза приняли участие и делегация Среднего жуза во главе с Каз дауысты Казыбек би, старшим бием Среднего жуза. Требование Абулхаира отдать Оренбург казахам в качестве ханской орды, активизация контактов с Россией обозначают, что после смерти Самеке Абулхаир также боролся за звание старшего хана.
Как отмечал А.И.Левшин «В ханы избирают только султанов, которых достоинство, как мы видели, есть наследственное. Как бы ни была бела кость ханского потомка, но если он умом, богатством или другими качествами не составил себе значительного числа приверженцев, то голос его не делает перевеса в собраниях народных». Такой случай наступил только в 1771 году. Проводив кош торгоуытов до Китайской границы казахское войско вернулось в свои жилища. Начинавшийся в самой середине зимы «Пыльный поход» завершился только к середине июля. За это время кони исхудали, а войны устали. В таких случаях казахи говорили «долгий поход когда у твоего собственного сына выросла борода в твоем отсутствии, что его не узнать».
Перед возвращением многие военноначальники обещали к осени собраться в Туркестане для участия в церемонии избрании старшего хана казахов. В ставку Абылай султана вернувшегося в Кокшетау сразу же собрались уважаемые старейшины народа, наслышанные о решении военного совета. Служащие султанской орды и расторопные толенгуты с удовольствием встречали гостей. Ханская летняя орда поставлена на берегу реки Кылшакты ближе к озеру Шортан көл. Совешание решало один из самых главных вопросов стоящих перед общественно-политической жизнью казахского общества. Это вопрос о избрания ханом в Туркестане Абылай султана. Вот уже два года казахи живут без старшего хана. Абулмамбет хан, сын Булат хана и внук Тауке хана в течении тридцати лет был старшим ханом казахов и умер в 1769 году. Рассудительный и спокойный Абулмамбет хан своим миролюбивым характером смог завоевать высочайший авторитет среди народа. В то же время в самые опасные для народа моменты истории он всегда находился в гуще событии. Он сделал все для того чтобы казахская политическая жизнь встала на стабильный государственный путь.
После его смерти настал черед Абылай султана. Таково менение батыров высказанное на военном совете в 1771 году. С этим мнением согласны многие старейшины. Именно поэтому пришли в ставку Абылая лучшие аксакалы трех казахских жузов. Решение было однозначное- поднятие на белок войлоке старшего хана должно состояться у мечети Ходжа Ахмада Йассауи в городе Туркестане.
Осенью 1771 года все видные руководители народа, достойные султаны, батыры и бии, собрались в Туркестане, или как говорят казахи в Азреты Султан, на церемонию избрания хана. В Туркестанском регионе организацией встречи гостей занимался Болат хан, сын Абулмамбета. В роли хозяеев выступали служащие ханского дворца, ходжи и ученые, богатые купцы юга. Остальные сыновья Абулмамбета подошли во главе с Абулфеиз в качестве гостей.
Не только казахские лидеры, но и союзные с казахами кыргызы, каракалпаки и кураминцы прислали своих представителей. В этот день все лучшие представители трех казахских жузов оказались рядом с Абылай ханом. Благодаря сплоченности сыновей трех алашов, под их флагом встали также предводители трех соседних народов (кыргызы, каракалпаки, кураминцы). Как поговаривали «сыновья шести алашев» сегодня были вместе. Все видные потомки Чингиз хана управляющие улусами в различных частях казахи степи также встали в ряд под знаменами Аблая. В самом центре собрания блестят известные жырау всегда сопровождавшие войнов в перипетиях ХУІІІ века. Последние хозяева великой Евразийской степи, последние носители великих рыцарских традиции. Матерые гривастые волки, как говорят про таких казахи «шынжыр балак, шубар тос», их если исполизовать как саблю то ими можно разрубить камни, если их использовать как лук, то ими пробиваешь семь слоев колчуги. Закваска оставшаяся от моготысячлетней истории кочевников Великой степи, младшее потомство пастухов человечества. Они предстаивтели волчьей стаи которые никогда не признавали над собою власть чужих, этот островок так и ушел в историю неощутив страха от соседних империи и государаств. Они признают только Тенгри-Құдай, творца все живого на свете. Они последние представители династии батыров о которых пел великий Коркыт ата, они потомки тех которые без страха бросаются на самого Азреила.
Наиболее авторитетные аксакалы повели собравшихся руководителей народа к мавзолею Ахмеда Йассауи. Их сопровождали собравшиеся со всех концов степи музыканты-сери и салы, среди них четко выделялась группа танцующих под звон карнаев сартовских музыкантов. Так начиналась праздничная церемония поднятия ханом всех трех жузов на белой кошме Аблая. На золотой трон общеказахского хана претендента, человека который обеспечил народу “Қайырусыз жылқы бақтырған, қалыңсыз қатын құштырған, қайғысыз ұйқы ұйықтатқан ” под руку выдающихся аксакалов. Сорок лет он вел борьбу только с одной целью, чтобы сохранить государственность, территорию, народность казахов. Воспитать сыновей и дочерей готовых защитить эту территорию, не дать в обиду этот народ, быть отцом основная задача руководителей.
Если обьявление о решении видных представителей народа об избрании ханом Аблая было сделано вблизи дворца Абульмамбета, то молитва в честь этого события, хутпа в честь новоизбранного хана была прочитана в самом мавзолее Ходжи Ахмеда Йассауи. Затем наступил самый кульминационный процесс, это поднятие на белом войлоке . Главное мероприятие во все времена проводилось у мавзолея Ахмеда Йассауи. Рядом с внутренним курганом были поставлены белые юрты, посредине которых красовался ханский шатер. Здесь же в часть избранного хана были принесены жертвоприношения, для чего были зарезаны боз каска и кок каска то есть синий баран с белой отметиной на лбу, и серый баран с белой отметиной на лбу. Перед этим представители трех казахских жузов совершили еще одно церемониальное действие, искупали будущего хана на молоке белой кобылицы. Это очень древняя традиция восходит ко временам первых первых правителей степи, к эпоху ранних коневодов энеолита. Белый цвет считается священным и будущий хан своими помыслами и действиями также должен быть чист.
Затем по древнему установлению положено подняв хана на белом войлоке нести до трона, поставленного на возвышенности. Для поднятия Абылая на белом войлоке подошли видные батыры и бии трех жузов. Они схватили края войлока и все дружно сказали «ауп» и подняли хана. Все кто участвовал в этой церемонии до конца своей жизни должны будут служить хану верно. Все видные участники собрания взявшие на себя ответственность подняв хана прошли по центру и подошли к трону-тақ. Проити по центру где расставлены юрты различных племен с развевающимися флагами считается объязательным элементом сценария избрания хана, эти племена также должны верно служить хану в последующем. События связанные с избраниям Абылая общеказахским ханом так описывает Шокан: «После смерти Абулмамета народ единогласно избрал его в ханы, как более достойного из всех своих султанов, помимо наследственных прав, которые имели, по казахским законам, дети Абулмамета. Русский очевидец этого избрания говорит, что все собравшиеся родоначальники, подняв его на тонком белом войлоке, осыпали похвалами за храбрость и проворство и пересказывали друг другу одержанные им победы, и что потом, когда изорвали на мелкие лоскутки и разделили между собой его верхнее платье, всякий доволен был доставшеюся ему безделкой и провозглашал достоинство избранного хана».
Капитан Брехов собравший материалы об избрании Абылая ханом об этой церемонии пишет следующее : «ханское титло он приобрел еще прошлого 1771 года, во время преследования бежавших из протекции ея и.в. волских калмыков чрез трех орд ханов, солтанов, старшин казахов, ташкенцов и туркестанцов самолутчих людей, с общего согласия с тем, чтобы ему, солтану, быть над всеми главным. Будучи в Туркестанте при гробе Святого Ходжи Ахмета. При чем по обычаю их и по образу прежде возведения ханов прочитана утвердительная молитва, а по ней де и действительно на ханство возведен поднятием пред всем собранием на белой кошме».
После поднятия хана на белом войлоке наступил еще один ответственный момент. Лучшие батыры трех жузов подошли к коновязи где стоял на привязи предназначенный для этого мероприятия светлой масти жеребец- бозайгыр. Кровь жертвенного животного слили в отдельный котел. По древней традиции совершается обряд принесения клятвы на крови священного животного, для чего участники собрания опускают свои руки в казан а затем поднимают к небу, потом опускают руки и облизывают языком кровь. Раньше при избрании ханов, во времена Касым хана, Есим хана, говорят пили кровь жертвеннх лошадей, в последнее время ограничивают пробой вкуса крови. Обмакивание пальцев в кровь это ритуал должен показать, что все участники готовы служить хану до последней капли крови, а поднятие к небу означает клятву небу который при нарушении этого клятвы покарает «көк соғады». Народ стал участником возрождения таких важных национальных традиции. Причем их место в самосознании народа трудно переоценить, народ который не признает никакие письменные объязательства и обещания, который всегда готовь напрушить свой письменные договра составленные с соседними государства, как только совершается свой ритуал жертвоприношения преобразуется и становится рыцарем.
После праздничных мероприятии состоялись выборы кандидатов в состав ханского совета. Это также древняя традиция которая действовала до конца эпохи правления Аз Тауке хана. Во времена «Актабан шубырынды» из за постоянных военных действии народ жил стихийно и не было стабильной политического устройства. Для нормального существования государства без Ханского совета не обойтись. Да безусловно, для управления государством все средства хороши. Для народа в основной масса кочевого и воинственного одним из инструментов консолидации служит постоянные военные походы. Абылай применяет эту тактику и она держит народ в состоянии постоянной мобилизации. Но самое действенное средство для управленческой системы — это дать часть власти наиболее видным и мудрым предводителям казахских племен. В казахской политических жизни сохранились и успешно действуют многие институты сохранившиеся еще со времен Саков, Гуннов, Тюрков, Монголов и ханы об этом знают и их аталыки готовят с детства управлять. Чтобы претендовать среди казахов на высшую власть, значить хорошо знать его политические традиции, обычное право, его шежире. Без этого багажа знании пытаться управлять просто бессмысленно. Казахская политическая система сильно отличается от тех оседлых народов и соседних империи и основано на гражданских принципах. Здесь все равны и свободны и взаимоотношения регулируются только на основе принципов родства. Казахское государство –это консенсус между многочисленными большими и малыми родовыми группами. Вся эта генеалогия служить одновременно административно-территориальной структурой государства. Мудрый советник хана, великий Бухар жырау начал праздничное пиршество таким посвящением:
На коновязи он тренировал
Одних мухортых коней с упругами бедрами.
Несметное число каракалмаков
Подчинил своей власти.
Покрыл позолотой свою секиру,
Окружил себя ореолом величия,
Услаждал он коней ячменем.
Племя, водимое Лабашы,
Он привел к присяге,
Ереншы и Серена
Разогнал, рассеял во все стороны.
Ангел счастья вознес его славу над народом.
Высококупольную белую юрту-ставку
Поставил он для великолепия.
Булатными гвоздями
Прикрепил шанырак ее.
Вызвав на совет беков своих,
На озере Жасылкөл
Наполнил медные чаши…
Приказал вбить колья оловянные;
Колотушку велел отлит из чистого золотого.
Кумыс для него готовился
В кожаной сабе с серебряной оправой.
(Гостей) поил он (кумысом) из фарфоровых чашек.
Кресло (престол) свое отделал резным орнаментом,
Украсил еще большей росписью.
Покрыл позолотой свой сундук.
При перекочевках его имущество
Не под силу было вьючить служанкам,
Сорок тысяч верблюдов
Не могли везти его.
Размножил стада красноногих животных,
Наслаждался видом своего лысоголового стада.
Сборы и дары –целые возы.
Покрытие боковых стен юрты из черного соболя.
Широкое покрытие верха
Украшено разноцветным узором.
Разбогател народ твой многочисленный,
Зимовать ты устроил их в обжитых местах.
Батыры и бии расположенные на богатых персидских коврах, облакачиваясь на большие периные подушки с одобрением воспринимали толгау Бухар жырау. Из их уст хором лились похвалы — «Бәрекелді, сөзіңіз шын, жырау аға», «Жүз жаса, мың жаса, Әулие», «Көмекейіңнен айналдық, Көмекей Әулие» Не все дожили до этих дней. Всего двадцать-тридцать лет назад они не щадя своей жизни, по колено в крове добыли огромную территорию и свободу для народа. Сейчас они уже известные и наполненные мудростью старшины народ. Кто думал что в те тяжелы годы им удасться выжить и обваливаясь на богатых прсидских коврах вести беседы о будущем государства ?! Кто верил что наступит такой день ?!
В справедливости он не уступал Нуширвану Справедливому,
В щедрости он превзошел Атымтая Щедрого,
Каждый день он встречал гостей,
Угощал их свежим мясом;
К совестливым обращал свое лицо.
Кому же, как не тебе узреть Божьи лик!
Не отступавших врагов
Рубил он беспощадно!

 

Профессор Жамбыл Артыкбаев.